Роковой выстрел в Купальскую ночь растянулся на два десятилетия
10 декабря коллегия по уголовным делам Гомельского областного суда под председательством судьи Дмитрия Улоги вынесла приговор по уголовному делу в отношении бывшего участкового Рогачевского РОВД Николая Клименка. Бывший милиционер признан виновным в убийстве из хулиганских побуждений (п.13 ч.2 ст.139 УК) и приговорен к 18 годам лишения свободы.
Наказание
Также с него взыскан материальный ущерб в пользу больницы, где находилась 10 дней девушка, и в пользу родителей — за юридические услуги и погребение. Суд взыскал и моральный ущерб в сумме 70 млн. рублей отцу и матери погибшей.
«Такая компенсация назначена, исходя из материального положения семьи обвиняемого, возможности выплат, а также исходя из принципов справедливости и разумности», — объяснил потерпевшим судья.
Последнее слово обвиняемого было коротким, он не мог говорить из-за душивших его слез.
«Осознаю, что причинил страшную трагедию, прекрасно понимаю, что все это произошло по моей вине, потому что я не должен был в форменном обмундировании и с табельным пистолетом употреблять спиртные напитки, брать пистолет в руки и производить с ним действия. Я сам пережил подобное — потерял брата, знаю, как тяжело родственникам пережить это. Осознаю, что из-за моих действий погиб человек. Прошу прощения у родителей и родственников погибшей. Простите меня, если можете», — завершил свою речь бывший милиционер и попросил снисхождения у суда.
Тамара Карасева, мать погибшей 22-летней Нины Карасевой, заявила корреспонденту БелаПАН, что удовлетворена приговором и считает его справедливым. На предыдущем заседании, 8 декабря, мать погибшей высказывала надежду, что суд поступит справедливо с виновным: «Милиции я не верю, но может есть еще закон».
«Я думала, что ты на суде правду скажешь, раскаешься, попросишь у нас прощения, но этого не произошло. Ты трус, как ты еще в органах служил? — обратилась Тамара Карасева к обвиняемому милиционеру. — Мы тебе смерти не желаем, но не дай Бог тебе стоять на нашем месте, потерять родного ребенка. Я думала — я дочь замуж отдам, а куда я ей фату одела?»
Государственное обвинение
Государственное обвинение милиционеру звучало так: «Обвиняемый, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в присутствии свидетелей, без повода, беспричинно, взял свое табельное оружие и умышленно, грубо нарушая общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, демонстрируя свое пренебрежение к общепринятым правилам поведения, показывая таким образом свое превосходство, желая унизить и подавить другого человека, проявляя пьяную удаль и способность к бесчинству, приставил пистолет к голове потерпевшей и с целью умышленного противоправного лишения жизни девушки, произвел выстрел в голову потерпевшей, причинив ей огнестрельное ранение головы с ушибом и разрушением головного мозга».
Согласно обвинению, своими действиями обвиняемый совершил «умышленное противоправное лишение жизни — убийство, из хулиганских побуждений».
Прокурор счел, что вина милиционера в ходе суда доказана, и предлагал наказать его 20 годами лишения свободы. Смягчающими обстоятельствами прокурор назвал то, что у обвиняемого есть двое несовершеннолетних детей и то, что он имел положительные характеристики. Отягощающими — то, что милиционер на момент совершения преступления был пьян, и то, что он принимал присягу на верность Беларуси и ее народу. Прокурор высказал мнение, что, наблюдая за поведением обвиняемого в суде, он пришел к выводу, что милиционер не раскаивается в содеянном.
Представитель потерпевших добавила, что милиционер не раскаивается в содеянном, вину признает частично, то есть считает, что лишь нарушил инструкцию по хранению и использованию оружия.
Обвиняемый
Николаю Клименку 31 год, он окончил Могилевскую школу милиции и с 1998 года служил в органах внутренних дел. Он являлся депутатом Курганского сельского совета, женат, имеет двоих детей — 9 и 3 лет. По месту работы участковым, в Курганском сельском совете, милиционера характеризовали «только положительно». Может, нечистые силы, которые активизируются в Купальскую ночь, оказали такое губительное воздействие на милиционера, или не в меру выпитое спиртное?
На суде обвиняемый признал, что виновен в том, что «допустил нарушение правил ношения, хранения и использования оружия, что в результате повлекло смерть человека». Он добавил, что у него не было умысла убивать потерпевшую. Бывший милиционер пояснил, что в вечер убийства он с коллегами, на которых также была спецодеждa, был пьян. Когда он с компанией сидел в машине и занимался поисками табельного пистолета, потерпевшая предположила, что у него не настоящий пистолет. И, якобы, чтобы убедить ее в обратном, он пытался передать девушке пистолет, чтобы она убедилась, что он настоящий. По словам обвиняемого, при попытке передать девушке пистолет она низко наклонила голову к оружию, и вдруг произошел выстрел. Каким образом это случилось, милиционер не смог объяснить.
Преступление
Трагедия произошла 6 июля. В 23.00 участковый милиционер Рогачевского РОВД Николай Клименок ранил из табельного пистолета в служебной машине 22-летнюю Нину Карасеву, жительницу деревни Журавичи. Она получила слепое огнестрельное ранение головы. Через 10 дней девушка скончалась в реанимации. В эту ночь милиционеры должны были охранять общественный порядок на массовом гулянье «Купалье» в деревнях. Вместо этого они сами решили присоединиться к народному празднику.
Кстати, и выслушав на суде показания свидетелей, трудно придти к выводу — почему все же милиционер убил девушку? Из уст одной из девушек, присутствовавшей в ту роковую ночь в машине с пьяными милиционерами, на суде звучала версия, что участковый приставил к голове Нины пистолет, и со словами «тебя давно пора было грохнуть», выстрелил.
Иные участники пьяной компании то ли не слышали, то ли не помнят, именно такие слова прозвучали, или нет. В любом случае — картина преступления, воссозданная в ходе суда и следствия, вырисовывается очень неприглядная — в первую очередь для милиционеров.
Итак, мы имеем три пьяных милиционера — два участковые и один оперуполномоченный уголовного розыска, «забили» на службу и отдыхали, купаясь в озере и попивая водку с пивом. В какой-то момент им, наверное, стало скучно, и они пригласили присоединиться к празднику знакомых девушек, среди которых была и Нина Карасева. Пили-гуляли на озере в Журавичах, затем переместились в Довск, чтобы купить еще водки. Купили, гулянку продолжили в служебной машине, где и раздался роковой выстрел.
Как выстрелил пистолет? Милиционер объяснял на суде, что не знает, как это произошло. Мол, патрона вроде бы в патроннике не было, с предохранителя он не снимал пистолет, лишь хотел показать его Нине, когда она высказала сомнение, что, мол, «пистолет у тебя не настоящий».
Похождения пистолета в тот вечер похожи на гулянку пьяных милиционеров — где он был, кто его держал в руках? По одной из версий, обвиняемый был сильно пьян еще на озере, и его коллега-опер забрал у него пистолет. Другие свидетели утверждают, что на озере милиционер бормотал в пьяном состоянии, что «нужно пострелять», «нужно кого-нибудь убить», и поэтому опер забрал у него оружие. Еще один случайный свидетель утверждал, что по время гулянки на озере оперуполномоченный заметил в небе коршуна, и попросил у участкового пистолет, чтобы подстрелить птицу. И якобы таким образом пистолет и остался у оперуполномоченного. Затем, уже в Довске, участковый хотел уйти домой и искал в машине свой пистолет. И опер ему отдал оружие, после чего и прозвучал выстрел.
Выстрел, отзвуки которого для виновного будут звучать в ушах еще долгие годы. Впрочем, приговор пока не вступил в законную силу — у обвиняемого есть возможность его обжаловать. |