Коррупция в системе образования сменила вектор
Руководство Минобразования признает, что если вступительную кампанию удалось избавить от коррупции, то в учебном процессе до сих пор не все гладко.
«Мы расслабились, но проблема осталась. Мы смогли убрать коррупцию из вступительных экзаменов, но проблема осталась в учебном процессе. Не обольщайтесь — дают и берут», — подчеркнул министр образование Александр Радьков на коллегии ведомства, посвященной итогам 2009 года и задачам на 2010 год.
Оптимизм министра об отсутствии коррупции на стадии вступительной кампании не разделяет Генеральная прокуратура. По ее данным, за девять месяцев прошлого года в сфере образования было зарегистрировано 128 фактов взяточничества, а по итогам вступительной кампании-2009 по статьям коррупционной направленности было возбуждено 6 уголовных дел.
Например, преподаватель английского языка БГЭИ обещала абитуриентам за денежное вознаграждение решить вопрос с поступлением. Было возбуждено уголовное дело и в отношении преподавателя Института туризма при Белорусском государственном университете физической культуры. Женщина подстрекала родственника абитуриентки к даче взятки должностным лицам вуза за решение вопроса о сдаче экзамена и зачислении на учебу.
Уже в этом году было зафиксировано несколько случаев, когда преподаватели, по выражению Александра Радькова, «брали» у студентов за сдачу зачетов и экзаменов. В качестве примера министр привел случай, произошедший в Брестском энергетическом колледже. Там на взятку преподавателю за сдачу зачета собирали коллективно, а деньги сдавали старосте под расписку. Участвовало в этом почти 50 студентов.
Александр Радьков удивлен — а как же воспитательная работа в коллективе? «Это ведь не дети, они понимают, что речь идет о преступлении, почему они молчали, не возмущались, не обратились к руководству колледжа? Они меж тем собирали деньги, а потом сняли директора, дошло до уголовного дела», — сказал он.
Министр назвал также и другие адреса, где берут взятки — Гомельский государственный университет, Брестский университет, Могилевский университет, Барановичский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет.
Министр сказал, что требует от руководителей учреждений образования не допускать взяточничества: «Это ржавчина, и если ее один раз допустил, она разъедает весь коллектив».
Взятки берут там, где, во-первых, дают и, во-вторых, где зарабатывают столько, что рискуют их брать. Сколько же платят педагогам?
«Мы повышали зарплату работникам системы образования в течение года настолько, как могло государство», — сказал Александр Радьков. 120 тысячам белорусских педагогов обещали поднять зарплату несколько раз. Еще в июле 2008 года Министерство образования предлагало повысить тарифные оклады на 25%. В феврале 2009 года повышение наконец-то состоялось, но только на 5%. Теперь Минобразования снова предложило повысить зарплату педагогам в соответствии с категориями.
Проблема здесь не только в том, что более-менее нормальную зарплату учителям нужно заслужить, но и в том, что говорить о ее повышении вообще сложно, когда она уже заложена в бюджет. Так, на сферу образования в соответствии с бюджетом на 2010 год предполагается потратить 1,4 трлн. рублей (в 2009-м было 1,3 трлн. рублей). К слову, на зарплату работников расходуется 72% всех средств, которые идут на нужды ведомства.
Результат повышения зарплат в прошлом году таков, говорит министр, — около 800 тысяч рублей получают учителя в школах и около 1,5 млн. рублей — преподаватели вузов. По данным Национального статистического комитета, в учреждениях образования средняя декабрьская зарплата составила 750,7 тыс. рублей, в том числе зарплата учителей — 819,6 тыс., профессорско-преподавательского состава — 1 млн. 801,6 тысячи.
Начинающие учителя зарабатывают меньше, а преподаватели без ученой степени в два раза меньше, чем профессура. Их доход не превышает 700-800 тысяч рублей. Даже закончив аспирантуру и получив кандидатскую степень, на большее рассчитывать не приходится.
Вероятно поэтому уже несколько лет в аспирантурах белорусских вузов наблюдается дефицит желающих учиться. Министр на этот счет хоть и отметил, что во всем мире в науке зарабатывают меньше, чем в бизнесе, но согласился, что каким-то образом необходимо привлекать молодежь в науку и образование: «Молодежь всегда интересовалась новыми идеями и была в авангарде инноваций. Именно молодежь во всем мире двигает вперед науку».
Это, конечно, правильно, но на пустой желудок науку особо не двинешь.
Елена СПАСЮК |