Минск испытывает терпение Европы жесткой внутренней политикой
Для официального Минска дверь в Европу заметно приоткрылась. 8 декабря Сергей Мартынов принял участие в первом ежегодном совещании министров иностранных дел стран, входящих в инициативу Европейского союза «Восточное партнерство». На этом мероприятии подводились первые итоги развития программы, которая формально стартовала весной. Но громкие декларации пока не подкрепляются делами.
Накануне Бенита Ферреро-Вальднер, покидающая пост еврокомиссара по вопросам торговли и европейской политики добрососедства, в статье, посвященной «Восточному партнерству», с гордостью назвала себя «матерью этого младенца, который так быстро вырос». К сожалению, широкой общественности реальные достижения остаются неизвестными. Для Беларуси же ситуация может быть осложнена еще больше.
По мнению госпожи Вальднер, за короткое время был пройден очень большой путь. Очень хотелось бы порадоваться вместе с ней, однако особых оснований для этого пока не видно. В публикации содержатся преимущественно рассуждения об исходных намерениях сторон и сообщается, что «удалось поработать над обоими компонентами инициативы — двусторонним и многосторонним форматами отношений».
Из конкретных же результатов названы лишь ведение переговоров относительно соглашения об ассоциации с Украиной, ожидаемое начало аналогичного процесса с Молдовой и проведение соответствующей подготовки для кавказских стран. По поводу нашей страны говорится скупо: поставлена цель улучшить для белорусов возможности путешествовать в Евросоюз. Откровенно говоря, все это не слишком впечатляет.
Безусловно, трудности нового проекта объяснимы. После вступления в силу Лиссабонского соглашения в ЕС начинается, как выразилась Ангела Меркель, «период размышлений». Результатом должна стать кардинальная перестройка механизмов осуществления внешней политики блока, что потребует определенного времени.
К тому же недавно назначенная на должность «министра иностранных дел» ЕС Кэтрин Эштон по причине своего небольшого опыта и загруженности другими проблемами вряд ли сможет быстро придать развитию «Восточного партнерства» необходимый импульс.
Причем та же тенденция, скорее всего, будет наблюдаться и в течение следующего года, когда пост председательствующего будут занимать сначала Испания, а затем Бельгия. Руководство этих стран, как известно, далеко не в первую очередь обеспокоено восточным вектором политики ЕС.
Конечно, из сказанного выше не обязательно вытекает, что никакого прогресса нет и ожидать не приходится. В конце концов, когда строится дом, закладка фундамента обычно тоже не является ярким зрелищем. Так что остается ждать и надеяться, что в дальнейшем достижения окажутся достаточно зримыми.
К сожалению, что касается Беларуси, то здесь оснований для пессимизма более чем достаточно, несмотря на то, что она одной из первых заявила достаточно большое количество экономических проектов в рамках новой программы ЕС. Вероятно, не случайно на упомянутой встрече с коллегами глава белорусского внешнеполитического ведомства заявил, что их реализация требует серьезного ускорения.
Судя по всему, в данном случае проблемы заключаются не столько в самих предложениях, сколько в сопутствующих обстоятельствах. Например, по-прежнему нет ясности, кто будет входить в делегацию страны в Парламентской ассамблее «Восточного партнерства» — «Евронест»: только депутаты или также представители оппозиции и гражданского общества. Как известно, этот вопрос актуален в связи с претензиями Европы по поводу степени демократичности минувших парламентских выборов.
Если власти будут категорически настаивать на первом варианте, то не исключено, что участие Беларуси в «Восточном партнерстве» может быть заторможено еще больше. Тем более если власти будут продолжать действия, подобные исключению из университета молодежной активистки Татьяны Шапутьки, которая участвовала в первом Форуме гражданского общества, являющегося частью «Восточного партнерства». Между прочим, ту встречу Бенита Ферреро-Вальднер оценила весьма высоко.
Да и жесткие заявления, сделанные 10 декабря главой президентской Администрации Владимиром Макеем при вручении Центризбиркому благодарности Александра Лукашенко, вряд ли будут способствовать укреплению взаимопонимания с ЕС.
«В отношении Беларуси некоторыми международными структурами принимаются оскорбительные и унизительные решения, преследующие целью держать нашу страну в подвешенном состоянии», — заявил, в частности, Владимир Макей. Он осудил практику, когда «от нас порой ультимативно требуют, чтобы мы буквально с завтрашнего дня стали жить в демократическом государстве, как они его понимают». По словам главы Администрации президента, «в такой ситуации белорусская сторона просто вынуждена реагировать адекватно на подходы европейских партнеров».
Тем временем оппозиция и структуры третьего сектора констатируют, что оттепель кончилась, репрессии исподволь усиливаются.
В целом складывается впечатление, что официальный Минск нащупывает в своих взаимоотношениях с гражданским обществом тот рубеж, до которого Брюссель способен сохранять терпение. Существует опасность, что опыты могут зайти слишком далеко.
Андрей ФЕДОРОВ |