Диалогу Минска и Брюсселя не хватает прозрачности
Стимул для нормализации отношений между Беларусью и Евросоюзом — это обоюдный интерес к развитию диалога, считает президент Александр Лукашенко. И действительно, обмен визитами на высоком уровне продолжается. На начало марта планируется визит в Минск еврокомиссара по внешним связям и европейской политике соседства Бениты Ферреро-Вальднер. 11 февраля министр иностранных дел Сергей Мартынов посетит Берлин, 14 февраля в Вильнюсе его ждут коллеги из Литвы и Украины.
Полная программа визита Мартынова в Германию пока не известна. Сообщается, что состоится встреча с главой МИД ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером, а вечером белорусский министр выступит в самом статусном отеле германской столицы. В «Адлоне» он на английском языке расскажет о новых перспективах диалога ЕС — Беларусь.
Германия — знаковая страна для Евросоюза. Считается, что для решения вопросов в ЕС важно не то, какое государство председательствует, но консенсус Германии и Франции. Сегодня германские власти готовы видеть в Беларуси своего нового партнера в Восточной Европе.
Ранее официальный Берлин и политики страны своими заявлениями реагировали на аресты, жесткий разгон демонстраций и другие белорусские реалии, которые в Европе расценивают как нарушение прав человека. С другой стороны, Германия выступала за решение белорусского вопроса через диалог. Диалог не только с оппозицией, но и официальными властями.
Минск сегодня тоже за продолжение диалога. В интервью новостному телеканалу «Евроньюс» президент Александр Лукашенко объяснил Европе, что многие вызовы, с которыми она сталкивается, «не могут быть преодолены без Беларуси». Мол, такие вопросы, как борьба с наркотрафиком, нелегальной миграцией, транзит энергоносителей, без помощи Минска не решить.
Во-первых, заявил Лукашенко, Беларусь — «самый удобный и короткий путь, самое короткое плечо транзита». По его словам, «ни северные, ни южные потоки» сегодня его не заменят, поэтому проект второй линии газопровода «Ямал — Европа» для европейцев оптимален.
Во-вторых, отметил Лукашенко, не только транзит энергоресурсов, но также инвестиционные возможности делают Беларусь привлекательной для европейцев. Зарубежных инвесторов привлекают «порядок, стабильность, трудолюбивый, образованный народ». Президент заверил, что Беларусь «выполнит свою роль связующего звена между востоком и западом Европы».
Политический обозреватель Роман Яковлевский в беседе с БелаПАН обратил внимание на то, что в процессе нормализации отношений между Минском и Брюсселем роль Беларуси становится более заметной. Лишний раз об этом свидетельствует прием белорусского чиновника в Берлине и Вильнюсе на высоком уровне.
Яковлевский указал, что один из инициаторов визита Райнер Линднер, сопредседатель Минского форума, теперь возглавил Восточный комитет немецкой экономики, который лоббирует интересы бизнеса ФРГ. Повышение Линднера снова косвенно говорит не просто об интересе к Беларуси, но и о значении, которое ей придается в Европе, говорит эксперт.
Аналитик также подчеркнул: встреча Мартынова с германским коллегой интересна еще и тем, что Штайнмайер — кандидат в канцлеры. Осенью в ФРГ пройдут выборы в бундестаг, глава МИД и вице-канцлер станет конкурентом действующего канцлера Ангелы Меркель. «Любые возможные ошибки в ситуации с Беларусью могут серьезно повлиять на его шансы», — считает Яковлевский.
Аналитик отметил, что в диалоге ЕС с Беларусью первую скрипку играет, безусловно, Берлин. И в кабинетах высоких чинов Беларуси немецкая речь слышна чаще, нежели другие языки ЕС.
Вместе с тем, отметил Яковлевский, отсутствие информации и комментариев со стороны МИД Беларуси может говорить о том, что у официального Минска нет уверенности в результатах встреч и контактов.
Конечно, у Евросоюза должен быть интерес к Беларуси, считает белорусский политолог Алесь Логвинец. В интервью БелаПАН он указал, что диалог начался и, хотя пока нет конкретных результатов, есть сдвиги.
Логвинец напомнил, что Германия оказывает серьезное влияние на формирование политики ЕС, и встреча главы МИД Беларуси с германским коллегой — «очень важный шаг для дальнейшего улучшения белорусско-европейских отношений».
При этом политолог подчеркнул, что сближение Минска и Брюсселя без продолжения процессов либерализации в Беларуси невозможно. По словам Логвинца, бизнес, который приходит в Беларусь, «заинтересован в конкретных правилах игры, чтобы все не решалось через одну инстанцию и странные критерии». «Чем больше прозрачности, чем больше инвестиций, тем больше шансов на нормализацию экономической и политической жизни в Беларуси», — говорит белорусский политолог.
Марина РАХЛЕЙ |