Дом правительства охраняют соколы
Если лондонский Тауэр охраняют вороны, то Минск охраняют от ворон. По крайней мере, это делают в районе Дома правительства и Администрации президента.
Об этом «Белорусские новости» узнали благодаря читательнице, которая рассказала, что днем и ночью около Дома правительства в районе улицы Мясникова, где она живет, периодически слышатся звуки, напоминающие крики птиц.
«Звуки, похоже, идут из громкоговорителя. Ощущение, что находишься в дремучем лесу. Особенно впечатляет, когда слышишь звуки пернатых среди ночи, часа так в три. Не скажу, что они настолько громкие, что мешают спать, но беспокойство вселяют. Хотелось бы все-таки узнать, что это такое», — рассказала читательница.
«Белорусские новости» попытались узнать. Позвонили в местный ЖЭС и спросили: «На вашей территории гоняют птиц с помощью громкоговорителей?» Там очень вежливо ответили, что ничего про это не знают и посоветовали в случае, если ночью слышаться странные звуки, тем более постоянно, обращаться… нет, не к врачу, а в милицию.
Мы все же такой совет жительнице дома по улице Мясникова не передали, а позвонили начальнику отдела по обслуживанию зданий и территорий Главного хозяйственного управления Управления делами президента Леониду Тарасюку. Он не стал делать тайны из загадочных звуков и говорить, что кому-то они послышались, а рассказал нам, что действительно в районе Дома правительства работают биоакустические установки для отпугивания птиц. Установки для отпугивания белорусского производства используются как в стационарном, так и в мобильном варианте.
«Вы ведь понимаете, что такое птицы на Доме правительства. Птицы в районе Дома правительства облюбовали себе место на деревьях. А ведь это и мусор, и грязь, и крики. Так что во время прибытия различных делегаций у нас были проблемы».
Дом правительства, как минимум, еще в течение недели будет охраняться от настырных пернатых с помощью звука. Леонид Тарасюк также рассказал, что для того, чтобы не приводить в замешательство местных жителей, было решено включать установку только с утра до восьми вечера. Ночью, таким образом, ворон пугать не будут. Вариации со временем возможны благодаря таймеру, который задает определенный режим звуков. «Мы все-таки надеемся отучить птиц от этого места», — говорит Леонид Тарасюк.
Звуки, приведшие в замешательство нашу читательницу, были записаны в НИИ зоологии, рассказал «Белорусским новостям» сотрудник лаборатории орнитологии этого института Максим Тарантович. Это самые что ни есть подлинные крики тревоги вороны в стрессовой ситуации, а также голос сокола-сапсана. Сокол, как известно, является хищником, крик которого характеризуется как резкий, отрывистый «пьяк-пьяк-пьяк». Все звуки вместе в состоянии испугать всех птиц семейства врановых (галки, серая ворона, грач).
Если птицы улетят с одного места, то, естественно прилетят в другую часть города, меньше их, таким образом, не станет. Причиной того, что птиц в Минске и в целом в крупных городах во всем мире становится слишком много, сотрудник ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» орнитолог Сергей Зуенок считает, прежде всего, деятельность человека.
Орнитолог объяснил появление большого числа открытых мест доступа пищи. Санитарная неустроенность городов позволяет чайкам, врановым птицам размножаться в количествах, превышающих оптимальные, пояснил собеседник. Эти птицы принадлежит к категории полифагов, то есть всеядных, и с удовольствием питаются пищевыми отходами. Сергей Зуенок говорит на этот счет: «В первую очередь проблема в существующих в городе открытых мусорных баках и свалках. Пока они существуют, галки и вороны будут там питаться, активно размножаться».
По поводу действенности методов, с помощью которых борются с птицами в городе, Сергей Зуенок сказал, что делать это достаточно трудно. Единственный способ уменьшить численность галок и ворон — это каким-то образом отвадить птиц от свалок, что в ближайшем будущем маловероятно. Еще один вариант — создание ситуации, когда там не будет пищевых отходов.
Ворон можно назвать птицами-интеллектуалами. Орнитолог рассказывает: «Было время, когда их пытались отстреливать. И вот представьте себе, вороны каким-то невообразимым образом оценивают безопасное расстояние, на котором можно находиться от человека с ружьем».
Больше всего в Минске, кстати, не ворон, а галок — 70%. Затем по численности идут грачи — 20%. Серая ворона в общей популяции птиц только на третьем месте, что составляет 10% от количества птиц-минчанок.
Скорее всего, птицы быстро сообразят, считает Сергей Зуенок, что так сказать, сокол улетел, а ворона уже тревожно не кричит.
Тем не менее, спугнуть ворон да галок с места ночевки, коим и являются близлежащие территории к Дому правительства и резиденции президента, вполне реально. Тревожные звуки порождают состояние дискомфорта, и они улетают в место, более приятное для сна. Однако не исключено, что они вороны вернутся, и значит сокол закричит снова.
Елена СПАСЮК |