МТС ждет предложений
На фоне выкупа иностранными соучредителями госпакета второго по величине оператора мобильной связи в Беларуси — Velcom, давняя мечта о сделке с белорусским государством ожила с прежней силой и у лидера рынка — МТС. В российской компании «Белорусским новостям» сообщили: приватизация состоится сразу, как только владелец контрольного пакета — «Белтелеком» — подаст знак.
ОАО «МТС» заинтересовано в увеличении доли в белорусской компании, подтвердил свою давнюю позицию крупнейший в СНГ игрок мобильного рынка.
«Вне зависимости от того, покупаются или продаются конкуренты МТС на белорусском рынке, мы всегда готовы увеличивать свою долю в СООО «Мобильные ТелеСистемы», — подчеркнули в российской компании. — Однако пока такого предложения от РУП «Белтелеком», владельца 51% акций, не поступало. Но если вдруг белорусский партнер предложит продать свою долю ОАО «МТС», компания обязательно откликнется на это предложение».
В уставном фонде СООО «МТС», напомним, российскому ОАО принадлежит 49%, 51% акций владеет белорусское государство в лице «Белтелекома».
Переговоры вокруг продажи российской стороне 2% госучастия, то есть передачи контрольного пакета, велись практически с момента появления МТС в Беларуси.
В 2004-м глава ОАО Василий Сидоров заявлял, что «тема получения контроля жива в силу требования бизнеса. Акционеры все чаще задают вопрос, насколько обоснованы инвестиции в наше СП. Мы говорим, что вопрос должен быть решен и будет решен. Консолидация является важнейшим условием и критерием дальнейших инвестиций в СП на территории Беларуси».
Несмотря на отсутствие желанного контроля, объем сделанных здесь МТС инвестиций приближается к 450 млн. долларов.
«Сегодня уровень взаимопонимания между учредителями белорусско-российского предприятия настолько высок, что вопрос об изменении структуры уставного капитала не имеет смысла», — заявил в конце минувшего июня на встрече с журналистами по поводу 5-летия работы МТС на белорусском рынке министр связи и информатизации Беларуси Николай Пантелей, предложивший и далее работать «в сегодняшнем формате. У нас впереди слишком много дел, чтобы отвлекаться на передел собственности».
Нынешнему президенту ОАО «МТС» Леониду Меламеду ничего не оставалось, как признать: «Не нам форсировать изменение отношений».
До сих пор приоритетной для МТС была финансовая целесообразность приобретений, но теперь компания будет учитывать и их стратегическую значимость, о чем на днях объявил Л.Меламед.
Прежняя стратегия предусматривала, что минимальная рентабельность инвестированного МТС капитала (ROIC) должна составлять 25% в год в течение пяти лет, то есть период окупаемости вложений не должен превышать четыре года. «Мы по-прежнему не собираемся переплачивать за активы. Но мы готовы более агрессивно действовать в отношении мобильных активов в СНГ и платить по верхней границе признанного инвесторами диапазона цен, если понимаем, что актив стратегически привлекателен», — приводят слова Меламеда российские «Ведомости».
В какую сумму МТС оценивает госпакет совместного с Беларусью предприятия, в Москве раскрывать не стали, но, по некоторым данным, это 350 млн. долларов, хотя директор по зарубежным компаниям АО Павел Павловский не исключает, что цена может достичь 1 млрд. долларов. «Этот порядок цифр мы готовы рассматривать», — сказал он. — Если мы откажемся от консервативных позиций, то без ущерба для компании можем привлечь в качестве заемных средств до 3 млрд. долларов, которые потратим на поглощение компании».
В настоящее время МТС ведет переговоры о поглощениях во всех странах СНГ, за исключением Молдовы (там три сотовых оператора подконтрольны TeliaSonera, France Telecom и российской Eventis Telecom).
С Беларусью очевидных успехов на этом пути пока нет. Впрочем, еще недавно Александр Лукашенко заявлял, что государство не должно упустить бразды правления ни одним из трех операторов мобильной связи: ни Velcom, ни МТС, ни БеСТ: «Мы должны ими управлять, осуществляя кадровую политику, мониторинг финансового состояния, модернизации, закупок и развития. Почему? Очень просто. Прежде всего, это огромные финансовые потоки, перспективный рынок. Во-вторых, это безопасность государства, и мало-мальски уважающее себя государство осуществляет контроль за этим сектором экономики».
Но сегодня вопрос госбезопасности стал в Беларуси синонимом энергетической безопасности. А значит, какие еще имущественные отказы совершит государство, покажут только время и необходимость платить за газ.
Елена НОВОЖИЛОВА |