БРСМ окажется в суде за нарушение президентского декрета
25 августа в суде Ленинского района Бреста состоится процесс, на котором будет устанавливаться вина обкома ОО "БРСМ" в обмане девушек, уехавших по путевке общественного объединения работать на российский курорт Анапа. Милиция усмотрела в действиях БРСМ нарушения президентского декрета "О некоторых мерах по противодействию торговле людьми".
Поводом для проведения разбирательства послужила публикация в "Вечернем Бресте" за 4 августа "Где "Розы", там и шипы". В статье рассказывалось о нелегкой доле молодой брестчанки, отправившейся по направлению БРСМ работать поваром в одном из курортных кафе. Вместо обещанной работы повара 4-го разряда девушка трудилась разнорабочей, убирала в помещениях и даже мела улицу. После того как у нее украли кошелек и мобильный телефон, работница попросила расчет с намерением уехать домой. Расчет девушке не дали, как и изъятый паспорт. За полтора месяца труда в ООО "Роза" девушке не заплатили ни копейки, а домой после долгих "разборок" с директором она вернулась на одолженные деньги.
После выхода номера редакция получила письмо от матери еще одной девушки, ездившей на работу от брестского обкома БРСМ. Приведем небольшой фрагмент:
"Описанная вами история имеет продолжение. К счастью, все закончилось хорошо, но это только благодаря самим же детям и добрым людям, которые помогли им найти другую работу на Юге. Часть отряда ехали в "Розу", другие — в расположенный неподалеку пионерский лагерь "Ока". Проблемы возникли у тех, кто приехал в "Розу". Хозяйка встретила брестчан очень недружелюбно. За проживание в каком-то сарайчике потребовала по 50 российских рублей (чуть менее 2 долларов) с человека в сутки, а в БРСМ обещали, что проживание будет бесплатным. Наши дети представляли Брест и Беларусь, ехали работать, а их приняли как дешевых гастарбайтеров. Ребята пошли проситься в пионерлагерь "Ока", где им тоже отказали. Вечером их нашел сын директора "Розы" — Миша — и пообещал, что те нигде не найдут себе здесь места, угрожал. На следующий день дети собирались домой. И здесь какой-то человек подсказал, что в лагере на 12-м километре от Анапы требуются рабочие руки. Дети поехали туда, и их взяли воспитателями и работниками на кухню. Возникает вопрос: кто ответит за то, что наших детей отправили фактически едва ли не в рабство в какую-то частную фирму за границей, и почему никто не отвечает за наших детей после того, как те сели в поезд?"
Анапская история заинтересовала и сотрудников управления департамента по гражданству и миграции УВД облисполкома, которые проверили деятельность обкома по трудоустройству молодежи за границей. Милиционеры опросили всех девушек, выехавших работать в ООО "Роза", а также чиновников обкома БРСМ. В частности, секретаря обкома командира областного штаба студенческих отрядов Вячеслава Гарбузова. Тот пояснил: о том, что кафе не работало, он ничего не знал, как и о том, что девушки трудоустроились по другим профессиям. Дала свои пояснения и директор российского ООО "Роза" Ольга Апман, которая, естественно, усмотрела в произошедшем только вину работавших у нее девушек. Труд разнорабочих ценится ниже труда повара, поэтому о больших заработках речи вообще быть не могло. Девушки, по словам Апман, должны были довольствоваться тем, что их привезли на море, где можно купаться и загорать.
По итогам проверки сотрудниками УВД был составлен протокол о нарушении п. 5.14 декрета президента N 3 от 9 марта 2005 года "О некоторых мерах по противодействию торговле людьми". По данному пункту штрафом от 100 до 200 базовых величин (на сегодняшний день базовая величина равна 31 000 рублей), а также конфискацией полученного дохода и лишением права заниматься определенной деятельностью наказывают за введение граждан в заблуждение о характере будущей трудовой деятельности, а также за нарушение установленного порядка направления их за границу. В. Гарбузов с протоколом согласился. Как пояснил заместитель начальника управления департамента по гражданству и миграции УВД облисполкома Александр Томашев, нарушение указанного декрета усматривается в том, что девушки заключали договоры на работу повара, а на практике трудились разнорабочими. "Согласно договору, работать поварами они должны были со 2 июня, а на практике кафе открылось 21-го, — добавил собеседник. — Работники БРСМ должны были обеспечить девушкам безопасный проезд в две стороны и убедиться в том, что работа соответствует оговоренной в договоре".
Также Александр Томашев сообщил, что обком общественной организации поставлен на особый контроль по вопросам соблюдения законодательства о миграции: "В случае повторного нарушения мы проведем комиссионную проверку их деятельности и будем ходатайствовать о лишении лицензии на трудоустройство за границей".
Алексей КРЯКВИН |