Белорусским депутатам могут запретить въезд в Европу?
Срочно внесенный в парламент от имени президента законопроект изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы создает в политике атмосферу, в которой пройдут президентские выборы следующего года. Могут быть две крайности — или тихая избирательная кампания безо всяких интриг касательно результатов голосования и даже подобия революции (наиболее вероятный вариант), или жесткое уличное противостояние властей и оппозиции. Превентивные контрреволюционные меры или нейтрализуют политическую активность оппозиции, или, наоборот, радикализуют ее действия. Ведь у тех, кто будет собирать белорусский Майдан, будет только два пути — или под венец власти, или к прокурору.
Лидеры белорусской оппозиции, естественно, резко прокомментировали принятие Палатой представителей упомянутого законопроекта в первом чтении. Суть их заявлений — авторитаризм, в котором признается Александр Лукашенко, превращается в другой -изм, а что касается выборов, то власти, мол, выбрали на грядущую избирательную кампанию силовой вариант своего поведения.
Единый претендент на президентский пост от оппозиции Александр Милинкевич заявил, что "сегодня власть уже не может влиять на настроение людей, вещая о мифических успехах с экранов телевизоров", поэтому и "принимаются поправки в уже и без того репрессивный Уголовный кодекс". По словам политика, цель — "как легче и проще наказать, посадить в тюрьму человека, публично выражающего недовольство политикой руководителя государства".
Глава "теневого" правительства при едином Анатолий Лебедько, выступая на VIII Минском форуме "Европейское соседство Германии и Беларуси: внешняя политика, экономика и общество", сказал, что "власть показала, что выборов в европейском понимании не будет".
Несмотря на скорую реализацию контреволюционных мер Лебедько с оптимизмом говорит о перспективах Майдана: "Несмотря на монополию СМИ, по данным независимых опросов 50-60% белорусов хотят перемен, и наша стратегия оптимизма направлена на работу с этими сторонниками перемен. Более того, 15-17% белорусов готовы выйти на улицу и отстаивать свой выбор". При этом он заявляет, что такой же процент украинцев был готов выйти и в итоге вышел на революцию в прошлом году.
Между тем власти рассчитывают, что принятие законопроекта "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросу усиления ответственности за деяния, направленные против человека и общественной безопасности", даст желаемый эффект.
Председателя КГБ Степан Сухоренко говорит, что таким образом удастся "сбить волну" готовящихся оппозицией акций протеста во время выборов.
По словам Сухоренко, "лидеры оппозиционных политизированных формирований, декларируя свои полномочия от имени белорусского народа, с трибун международных форумов, ОБСЕ, Совета Европы официально доводят до мировой общественности заведомо ложную информацию о политических процессах в Беларуси". Главная цель, по словам шефа КГБ, таких заявлений — склонение политических кругов западных стран к принятию жестких мер в отношении руководства нашего государства, к введению экономических санкций.
Больше того — "заинтересованные деструктивные силы намерены использовать избирательную кампанию для провоцирования насильственного захвата власти и изменения конституционного строя по сценарию цветных революций в Грузии, Украине, Кыргызстане".
Глава КГБ сообщил, что в Беларусь "прибывают эмиссары различных зарубежных неправительственных организаций, которые на деньги спецслужб западных государств организуют и проводят семинары по обучению проведению революций". По его словам, белорусские чекисты столкнулись "с целой индустрией по подготовке боевиков-революционеров". Мол, базы их подготовки расположены в основном на территории соседних государств, но обнаружены они и в Беларуси.
Можно не сомневаться, что Палата представителей не "зарубит" законопроект и во втором чтении (в первом "за" проголосовало из 110 депутатов 94 человека при одном против, остальные не голосовали). Вряд ли парламентариев испугает перспектива стать невъездными в Европу, за что ратует, например, Анатолий Лебедько.
На упомянутом немецко-белорусском форуме он заявил, что выступает "за точечные санкции" против тех, "кто принимает преступные законы, согласно которым я бы уже наговорил на пожизненный срок".
Запад время от времени расширяет список невъездных представителей белорусских властей. И наверняка он расценит поправки в УК и УПК как наступление на остатки демократии в нашей стране. Поэтому вполне возможно, что после окончательного принятия этого законопроекта в "черном" списке может оказаться и белорусский парламент.
Боятся ли этого депутаты Палаты представителей и как вообще они оценивают контрреволюционный законопроект?
Сергей Костян стать невъездным не боится: "Тогда мы будем ставить вопрос об отмене Евросоюзом визового режима — пускай докажут, что они за демократию. Но я думаю, что ЕС депутатов Палаты представителей невъездными не объявит, так как там немало умных людей". Что же касается содержания ставшего в последние дни резонансным законопроекта, то парламентарий считает его гуманным и нужным: "Любая власть обязана защищать себя и народ".
Сергей Гайдукевич о срочном заседании парламента не знал и с принятыми в первом чтении поправками в УК и УПК ознакомился в СМИ: "Меня трудно удивить, но от этого я в шоке. Это перебор. Причем действующему президенту это и не нужно — объявлено же о том, какой у него рейтинг. Во втором чтении буду стараться остановить этот законопроект, скажу коллегам: "Люди, что же мы делаем?!". А предложение Лебедько — это инициатива из виртуального политического мира". |