Оппозиционеры ругаются матом чаще, чем сторонники президента
Группа независимых социологов при поддержке общественного объединения "Независимый институт социально-экономических и политических исследований" (Литва) провела среди белорусов опрос, чтобы выяснить, какое место в бытовой культуре наших граждан занимает мат.
Предваряя данные своего исследования, социологи отмечают, что о мате "существуют разные, подчас противоположные мнения. Одни, например, считают, что в реальности без мата вообще невозможно повседневное общение. Другие утверждают, что мат — это неотъемлемая часть культуры русифицированных белорусов, тогда как белорусы, говорящие на роднай мове, матом практически не пользуются. Одни считают, что "матоговорящая" часть населения — это, по преимуществу, электорат президента, а его оппоненты — люди высокой культуры. Другие с этим не согласны".
Выяснилось, что мат у нас звучит сплошь и рядом. Только 6,5% белорусов умудряются вообще не слышать матерных выражений. По много раз в день их слышат 23,4% наших граждан, ежедневно — 34,2%, несколько раз в неделю — 20,2%, довольно редко — 13,5%.
А вот что касается употребления мата самими респондентами, то только 4,9% из них ответили, что ругаются по много раз в день, 15,4% делают это ежедневно, 14% — несколько раз в неделю, 33,8% — довольно редко. 25,8% наших соотечественников говорят, что практически не пользуются матерщиной.
Социологи говорят, что "можно предположить, что в реальности число использующих мат в повседневном общении значительно больше, поскольку, говоря о таких деликатных вещах, люди обычно предпочитают "перекладывать" их на других ("другие могут их делать, а я нет")".
И делают вывод, что "между культурной (точнее, антикультурной) средой, в которой живут белорусы, и их собственной культурой есть тесная взаимосвязь. Тот, кто постоянно слышит мат вокруг, тот и сам использует его как "естественное" средство коммуникации и самовыражения".
А вот что касается сравнительного анализа использования мата в различных социально-демографических группах населения, то он "не обнаружил критических различий за исключением разве что пола: регулярно говорящих "по матушке" женщин втрое меньше, чем мужчин. Можно, конечно, сказать, что в целом молодежь использует мат чаще, чем пенсионеры, безработные — чем работающие, сельские жители — чем горожане и др., но принципиальных различий нет".
Результаты этого соцопроса показали, что президентский электорат вовсе не чаще ругается матом, чем оппозиционный, как думают некоторые (мол, оппозицию поддерживает более интеллигентная публика). Как раз наоборот: "Среди белорусов, более критически настроенных по отношению к нынешней власти и ее политике, заметно больше тех, кто чаще использует матерные выражения. Поскольку уровень образования протестного электората значительно выше приверженцев президента, отсутствием культуры этого различия не объяснишь. Возможно, крепкие выражения становятся для многих белорусов просто средством выражения их отношения к окружающей жизни".
Впрочем, и власти отвечают оппозиционно настроенным гражданам обидными выражениями. И президент, и телевидение не раз называли их, например, "отморозками".
Но все-таки имеющий политические мотивы мат из уст белорусов составляет небольшой процент употребляемой ими табуированной лексики. Основной ее массив — следствие определенного уровня психолого-вербальной культуры.
Так уж повелось.
Мат — это еще и экспрессия (никто же не понимает его буквально). Особенно в экстремальных ситуациях. Когда, например, молотком по пальцу заедешь. В общем, мат многим помогает переносить физическую боль. И не только физическую.
Другое дело — когда люди разговаривают матом…
Белорусы в основном ругаются по-русски. Белорусскоязычные — зачастую тоже: некоторые из них говорят, чтобы "не паганіць нашу цудоўную мілагучную беларускую мову". Но есть и белорусскоязычный мат, и белорусскоязычный бытовой слэнг. Приведем только некоторые — не особо режущие слух — словечки. Итак, "мацюкаемся па-беларуску" (чем не лозунг для какой-нибудь акции ТБМ!?):
Фигня — бздура
Заткнись! — забі зяпу!
Меня колбасит! — мяне дрэчыць!
Шлюха — самадайка
Засранец — сярун
П.. отсюда! — шкыньдзёхай!
А есть еще курва, гамон… Матерный белорусский тоже велик и могуч. |