Беларусь — ЕС: можно ли изолировать диалог?
Все возвращается на круги своя? Минск вернул в диалог со странами Евросоюза понятие «политзаключенные». С некоторой паузой, но голоса из объединенной Европы звучат все более жестко. Существует вероятность, что санкции в отношении белорусских властей не только вернутся, но и будут расширены.
23 декабря министры иностранных дел Германии, Польши, Чехии и Швеции Гидо Вестервелле, Радослав Сикорски, Карел Шварценберг и Карл Бильдт в совместной статье заявили: «Лукашенко проиграл». Три первых чиновника, подписавших воззвание для американской газеты «Нью-Йорк Таймс», лично жали руку «проигравшему».
Министры осудили несдержанные обещания в рамках избирательной кампании и непоследовательность белорусских властей, избиение оппозиционных кандидатов и задержание сотен участников демонстрации. «Политические заключенные стали новой реальностью, а репрессии — государственной политикой», — пишут министры.
Министры подчеркивают: прежних отношений между ЕС и Беларусью быть не может. Так, Минск может забыть о перспективе финансовой помощи, ведь инвесторы будут стороной обходить страну, «которая продемонстрировала презрение к закону».
Министры обратились к Европе не от имени своих министерств, но со страниц влиятельной американской газеты, призвав также своих коллег, с которыми не всегда легко договориться — необходимо ввести санкции в отношении белорусского режима и расширить помощь для гражданского общества.
12 января белорусский вопрос будет обсуждаться на внеочередной сессии Европарламента, 31 января — на очередной встрече глав МИД стран ЕС.
Правительство Нидерландов потребовало немедленно ввести новые санкции в отношении белорусских властей. Министр иностранных дел Нидерландов Ури Розенталь обратился к верховному представителю ЕС по внешним связям Кэтрин Эштон, призвав, в частности, возобновить список невъездных.
Ответ Евросоюза на появление в Беларуси политзаключенных может быть жестким, заявил в интервью Naviny.by директор лондонского Центра европейских реформ Чарльз Грант. По его словам, Совет ЕС на уровне глав МИД стран ЕС часто не имеет единого мнения по белорусскому вопросу, однако он считает, что «не может быть другой реакции на появление политзаключенных, кроме как определенного рода ограничительные меры».
Грант высказал мнение, что ЕС может отозвать предложение о выделении 3 млрд. евро помощи Беларуси и заблокировать новые кредиты Международного валютного фонда. Он также считает возможным исключение Беларуси из отдельных программ политики ЕС «Восточное партнерство» или из политики в целом.
Что же грозит официальному Минску?
В рамках своей внешней политики Евросоюз может вводить санкции, предусмотренные Советом безопасности ООН в Уставе организации (глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии). Объединенная Европа также имеет возможность расширенного применения устава, если речь идет о защите своих интересов.
Ограничительные меры определяются как «инструмент воздействия дипломатического или экономического характера для воздействия на деятельность или политику, которая нарушает международное право или права человека, а также политику, которая идет вразрез с верховенством закона или демократическими принципами».
Среди санкций в отношении стран или людей предусмотрен запрет на импорт и экспорт, перелеты над ЕС и въезд в ЕС, замораживание сотрудничества в целом, а также счетов и финансовых операций отдельных лиц, в частности, ограничения на контакты на высоком уровне, бойкотирование спортивных и культурных мероприятий.
Что же из этого списка Евросоюз еще не применил в отношении к Беларуси, чтобы ограничить сотрудничество с режимом, но не навредить гражданам?
Был список невъездных и замороженные счета чиновников, контакты не выше уровня замминистра, исключение страны из Обобщенной системы преференций. Да, Беларусь вошла в политику «Восточное партнерство», но пока ни один проект не был одобрен, равно как и запрос на макрофинансовую помощь.
У Беларуси и ЕС нет соглашения о взаимной торговле, истек срок действия соглашения по торговле текстилем, вообще нет правовой основы, регулирующей двусторонние отношения. Да и двусторонних отношений. Куда уж хуже? Вполне возможно, что будут приостановлены переговоры об упрощении визового режима и «дорожной карте» для углубления отношений.
В комментарии для Naviny.by аналитик Роман Яковлевский отметил, что реакция ЕС может быть самой жесткой и, в частности, будет зависеть от внутриполитической обстановки в странах ЕС. Он напомнил, что в 2011 году в ЕС председательствует Венгрия, а затем — Польша, где пройдут парламентские выборы, а с 1 января нового года начнет действовать Европейская служба внешнего действия — своего рода единое для ЕС министерство иностранных дел.
По мнению эксперта, можно ожидать, что Брюссель разморозит список невъездных, а также еще больше ограничит торгово-экономические связи. Реальной перспективой он назвал статус персоны нон-грата у президента Лукашенко на саммите «Восточного партнерства», который пройдет в мае 2011 года в Будапеште.
«То, что произошло 19 декабря, было не выгодно самому руководству Беларуси, поэтому я не могу разделить надежд, что все утрясется, анализ еще ждет своего часа», — сказал Яковлевский.
Политолог Виталий Силицкий в беседе с Naviny.by обратил внимание, что под письмом подписались те министры, которые приложили много усилий для налаживания политики сближения и им необходимо оправдаться.
Силицкий выразил мнение, что Минск и Брюссель продолжат диалог — бессмысленный и беспощадный. Политика сближения, равно как и санкции, не работает, считает он.
Поэтому на повестке дня останется вопрос политзаключенных, из-за которых ЕС может вступить в торг. Кроме того, напомнил Силицкий, никто не отменял внутреннюю политику стран ЕС, многие из которых имеют свои интересы в сотрудничестве с Беларусью. Еще и поэтому диалог по умолчанию продолжится. |