Лукашенко не сможет победить Милинкевича
Александр Милинкевич первым из оппозиционных политиков, заявлявших о намерении баллотироваться в президенты, отказался от своих планов.
Вероятность того, что лидер движения «За свободу» не будет дважды вступать в одну реку, в демократических кругах активно начала обсуждаться еще пару недель назад. Мол, Милинкевич ждал только объявления даты выборов, чтобы подвести под свой отказ аргументированную базу.
Повод отказаться от участия в президентской гонке, не раскрывая истинных причин, Милинкевичу предоставила председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, в одном из своих недавних комментариев заметившая, что президентские выборы пройдут по действующему законодательству, и никаких изменений в них вноситься уже не будет.
А это, как заявил Милинкевич 17 сентября на «отказной» пресс-конференции, означает, что «у нас нет выборов, а есть только избирательная кампания». А статистом политик быть больше не хочет.
«Власть в 2006 году прежде всего основывалась на внутренней легитимности. 50-60% людей считали, что у нас выборы свободные и справедливые, — сказал Милинкевич. — Если я не буду участвовать в выборах, я сделаю значительно больше, чтобы доказать, что такие выборы, которые есть в Беларуси, не имеют право на дальнейшую жизнь».
Впрочем, наблюдатели считают, что сегодня лидер движения «За свободу» лишь пытается сделать хорошую мину, а истинные причины его схода с дистанции — секрет полишинеля.
Как помним, Милинкевич одним из первых заявил о своих президентских амбициях, еще в первых числах мая с помпой представив в недешевом отеле «Европа» победную стратегию. Она была многословна, но по сути проста — либо принудить власть считать голоса честно, либо добиваться результата через площадь.
За прошедшее время реализовать первую часть плана у Милинкевича со товарищи не получилось — власть на еще одну порцию демократизации избирательного законодательства не пошла и дала понять, что выборы пройдут по старому сценарию. Но что же при этом помешало авторитетному оппозиционному лидеру переключиться на план «Б» и готовить своих сторонников в частности и весь демократический лагерь в целом к протестным акциям?
А вот тут, как говорят в оппозиционных кругах, двух мнений быть не может. Милинкевич элементарно не нашел необходимых для президентской кампании средств. Считать деньги в чужих карманах, как известно, моветон. А потому примем сход Милинкевича с дистанции как данность. Тем не менее, это позволяет нам оценить возможные последствия такого шага.
В первую очередь, возникает вопрос, каким образом отказ Милинкевича выдвигаться в президенты скажется на расстановке сил.
Официального лидера, в данном случае, вынесем за скобки. Понятно, что Лукашенко вздыхать с облегчением не будет. Для него фамилия соперника на выборах не важна в принципе, вполне достаточно его принадлежности к оппозиционному лагерю.
В стане же демократов сход Милинкевича может стать причиной перегруппировки рядов. Многие из тех, кто готовился в эту кампанию работать на лидера движения «За свободу», теперь вполне могут переметнуться в команду иного претендента на президентство. Тем более что недостатка в них нет.
Весьма призрачны и надежды на то, что уход Милинкевича придаст динамики переговорам по единому кандидату. В условиях, когда избирательная кампания уже стартовала, когда на регистрацию инициативных групп осталась всего неделя, любые переговоры по этой теме обречены на провал. Да и никто из потенциальных кандидатов о такой возможности даже не заикается. Все, чего на этот раз смогли добиться демсилы — это договоренность о координации действий в ходе избирательной кампании между разными блоками и внутри них.
Очередная группировка оппозиционных структур была образована фактически одновременно с заявлением Милинкевича о сходе с дистанции. Движение «За свободу», Партия БНФ, Белорусская партия «Зеленые» и союз «За модернизацию», подписали соглашение об участии в гражданской акции «Белорусский выбор».
Председатель Партии БНФ Алексей Янукевич пояснил, что подписанты соглашения будут сотрудничать во время президентских выборов, координировать действия по выдвижению своих представителей в избирательные комиссии и наблюдателей, проводить совместную политическую кампанию во время выборов.
Милинкевич же будет официальным представителем блока как внутри страны, так и за рубежом. Этаким свадебным генералом.
Образование нового блока на сенсацию не тянет. Сколько их было за последнее время — не сосчитать. В данной ситуации, на старте президентской кампании, любопытно другое — как в одном блоке смогут сосуществовать три кандидата в президенты. Ведь каждая из структур «Белорусского выбора», за исключением движения «За свободу», намерена выдвигать своего человека. Григорий Костусев — от Партии БНФ, Юрий Глушаков — от «Зеленых» и Алесь Михалевич — от (вот еще одна неоструктура) союза «За модернизацию».
Скорее всего, что двоим из этой компании, раз уж они взялись за руки, от претензий на лидерство придется отказаться. Иначе теряется смысл такого объединения — как три кандидата и их команды будут работать друг на друга, представить невозможно. Очевидно, что сойти с дороги вынуждены будут те, у кого меньше ресурсов. С этой точки зрения кандидатом от «Белорусского выбора» видится Григорий Костусев.
Имея за спиной все еще считающегося светочем проевропейской Беларуси Милинкевича, который, кстати, уже записался в инициативную группу Костусева, кандидат от ПБНФ вполне может привлечь на свою сторону и других претендентов, близких по взглядам.
Наиболее вероятно, что объединительные процессы начнутся после сбора подписей, когда станет понятно, кого из претендентов могут зарегистрировать.
Это — количество зарегистрированных кандидатов от оппозиции — тоже, кстати, любопытный вопрос. С точки зрения властей — чем больше, тем лучше. Но вполне можно допустить и римейк выборов-2006, когда Лукашенко номинально соперничал с тремя: бессменным спарринг-партнером Гайдукевичем (которого не брали в расчет ни власть, ни оппозиция) и двумя яркими оппозиционерами — Милинкевичем и Козулиным.
Нынче из этой тройки остался лишь Гайдукевич, но его, похоже, опять никто не принимает всерьез. Милинкевича и Козулина не будет. Но желающих примерить на себя их типажи немало.
Уже сегодня ярлык пророссийского кандидата повесили на Владимира Некляева. Если после регистрации из оппозиционных кандидатов в строю останутся только он и Костусев, то сходство с 2006-м будет фактически полным. За исключением того, что Некляев — поэт, а не морской пехотинец. |