Шорт-лист кандидатов только рассорил оппозицию
Процесс объединения оппозиции перед президентскими выборами пришел хоть к какой-то конкретике. 24 августа должно быть подписано соглашение о координации действий демократических сил во время избирательной кампании. Впрочем, нет уверенности, что и такой мягкий вариант консолидации устроит всех.
Оппозиционные структуры планируют договориться о совместных действиях по следующим направлениям:
— провести массовую информационную кампанию с целью донесения до всех жителей Беларуси сведений о вреде, который наносит белорусскому народу политика нынешней власти;
— провести массовую мобилизационную кампанию среди избирателей, в частности превратить возможный пассивный протест в форме неучастия в выборах в протест действенный, чтобы большинство проголосовало против действующей власти;
— организовать работу с членами избирательных комиссий, а также эффективное наблюдение на участках с целью выявления фальсификаций и международного непризнания сфальсифицированных результатов выборов;
— наладить контакты и провести переговоры с правительственными чиновниками, региональными руководителями, директорами предприятий и офицерами МВД, которые уже пришли к пониманию, что власть нужно менять;
— организовать внутреннее и внешнее давление на власти с целью изменения избирательного законодательства и правоприменительной практики;
— призвать всех несогласных с итогами выборов и недовольных политикой властей принять участие в массовых акциях протеста с требованием настоящих свободных выборов.
Как видно, сам по себе документ ничего сенсационного не содержит. По сути, он вряд ли продвигает вперед процесс определения единого кандидата, так как не требует от оппозиционных лидеров пожертвовать своими амбициями ради участия в выборах по единому плану и стратегии.
Единственное, что требуется — подписав документ, оппозиция должна взять на себя обязательство обсудить вопрос о создании «координационного центра кампании на принципах равенства».
Тем не менее, атмосфера вокруг документа достаточно напряженная. У лидеров нет уверенности, что даже такое мягкое соглашение устроит всех. Например, председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько подчеркивает, что «от подписания соглашения не может отказаться ни один здравомыслящий человек или демократическая структура».
В случае срыва подписания документа ОГП даже готова пойти на демарш и прекратить консультации о совместном участии в президентской кампании, сконцентрировавшись на участии в выборах собственного партийного кандидата.
«В случае подписания соглашения всеми демократическими структурами, намеренными участвовать в президентских выборах, оппозиция может ставить перед собой цель победить на них. Однако сложно будет бороться за победу, если часть оппозиции не готова действовать согласованно, пойдет на сотрудничество с властью ради каких-то уступок с ее стороны», — отмечает Лебедько.
Политик уверен, что отказ от подписания соглашения со стороны части демократических структур окончательно зафиксирует раскол в оппозиции.
«Впервые оппозиция накануне президентских выборов будет расколота. В таком случае мы будем направлять свои усилия на то, чтобы не допустить легитимации власти, которая не готова проводить демократические выборы», — подчеркнул Лебедько.
Что касается непосредственно определения единого кандидата, то ситуация с места практически не сдвигается. При этом Рада белорусской интеллигенции (РБИ) заявляет, что будет продолжать работу по выдвижению единого кандидата на президентских выборах. Напомним, эта неформальная структура уже долгое время ведет консультации с лидерами политических партий и общественных организаций с целью объединить их усилия в президентской кампании.
На сегодня РБИ пришла к выводу, что среди претендентов на участие в будущих президентских выборах есть лица, которые по уровню образования, профессиональным и моральным качествам, жизненным достижениям и уровню известности в обществе могут возглавить победную выборную кампанию и успешно исполнять обязанности президента страны. По версии РБИ, это Александр Козулин, Сергей Калякин, Владимир Некляев, Ярослав Романчук и Андрей Санников.
Такой выбор пришелся, однако, не по нраву некоторым политикам, оставшимся вне этого шорт-листа. В немилость попала уже сама Рада белорусской интеллигенции. Ее председатель Владимир Колос сетует, что процесс определения единого кандидата непростительно затянулся по причинам, которые нельзя считать объективными.
«Многим претендентам на президентскую должность не хватает искренности, решительности, способности жертвовать собственными интересами и амбициями ради общей цели. Некоторые из них уклоняются от участия в переговорах или склонны бесконечно затягивать процесс определения единого кандидата, так как не желают видеть в этом качестве никого, кроме себя», — говорит он.
Вместе с тем, Колос уверен: ничто не мешает в ближайшее время определить конкретную дату выдвижения единого кандидата. Сами претенденты на звание единого кандидата не особо распространяются относительно инициативы РБИ. Сергей Калякин, например, утверждает, что не ведет никаких переговоров с радой.
«Мне было приятно, что я попал в список рады. Однако я вообще пока не заявлял о том, что буду участвовать в президентских выборах», — сказал лидер партии «Справедливый мир».
Президентская кампания может стартовать уже менее чем через месяц. Как отмечают эксперты, белорусская оппозиция с непозволительной роскошью тратит время, которое можно было бы использовать для подготовки эффективной избирательной кампании. Подписав соглашение о координации действий, она сделает только первый шаг, на который решиться можно было и год-два назад.
Приближение избирательной кампании подтвердило давно сформулированные выводы экспертов: ограниченные ресурсы позволят полноценно участвовать в выборах только нескольким демократическим кандидатам, а может — и вовсе лишь одному.
Даже если Центризбирком зарегистрирует инициативные группы десятка оппозиционных претендентов, наверху могут быть спокойны: необходимые для регистрации кандидатом сто тысяч подписей соберут максимум два-три политика. И не исключен сюжет, когда, осознавая отсутствие шансов на победу, они будут бороться не столько с действующим президентом, сколько между собой. |