Ядерные «Тополя» вряд ли вернутся в Беларусь
14 апреля в ходе рабочей поездки в Гомельскую область Александр Лукашенко заявил журналистам, что вывод из Беларуси ядерного оружия был "жесточайшей ошибкой". По словам президента, нельзя было отдавать "это величайшее достояние это дорогой товар, который мы, в конце концов, должны были прилично продать".
Выступая перед журналистами 14 апреля, глава государства также подчеркнул, что Беларусь вывела ядерное оружие под гарантии безопасности со стороны ведущих ядерных держав, однако сейчас они нашей стране безопасности не гарантируют. А вот "если бы у нас было это оружие, с нами бы сейчас по-другому разговаривали".
Действительно, в советские времена Беларусь была просто-таки напичкана ядерным оружием. Здесь базировалась, в частности, крупнейшая группировка ядерных ракет средней и меньшей дальности (РСМД) — до трети от их общего числа в СССР. А конкретно — на 28 базах и объектах на белорусской территории было размещено 318 ракет средней и 271 — меньшей дальности.
Прежде всего следует сказать о 267 пусковых установках самого продвинутого тогда ракетного комплекса мобильного базирования РСД-10 "Пионер", или SS-20 Saber по классификации НАТО. Дальность стрельбы этой мощной системы, получившей на Западе название "Гроза Европы" (советские военные прозвали его "Змей Горыныч"), достигала 5 400 км, снаряжение — 3 ядерных боеголовки по 150 Кт.
Но нельзя не вспомнить и о монстрах, разработанных еще во времена легендарного советского конструктора ракетной техники Сергея Королева и надолго (они стояли на вооружении почти 40 лет) затерявшихся в белорусских лесах. Это 45 ракет P-12 (SS-4 Sandal) стартовым весом в 42,2 т. Их относительно небольшая дальность (2 000 км) и чрезвычайно низкая точность (круговое вероятное отклонение от цели составляло 2 300 м) компенсировались мощностью боезаряда в 1 Мт.
Еще больше смертей обещали Европе своими боеголовками эквивалентом в 2 млн. т тротила чуть более молодые Р-14 (SS-5 Skean). Правда, на территории БССР их базировалось всего 6 единиц.
Кроме того, на нашей территории с избытком было "рассыпано" ракетной "мелочи" — оперативно-тактических и тактических комплексов. Так, мобильных ракет ОТР-22 "Темп С", или по натовской классификации SS-12B Skaleboard (дальность — 900 км, ядерный боезаряд — 500 Кт), было размещено 179 штук. ОТР-23 "Ока", или SS-23 Spider (дальность — 400 км, боезаряд — 500 Кт), имелось 92 единицы.
Еще на вооружении стояли "Эльбрус", всемирно известный как Scud, менее знаменитые "Точка", "Луна", а также большое количество авиационных атомных боеприпасов.
Сразу же уточним: в распоряжении судьбой этих вооружений руководство независимой Беларуси участия не принимало. Еще в период с 1988 по 1991 годы, на закате СССР, в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5 500 км) 589 ракет из этого арсенала было ликвидировано.
А вот решение о передислокации в Россию ракетных комплексов "Тополь" Минск принимал уже самостоятельно. Последние были самым мощным оружием, располагавшимся когда либо на территории Беларуси.
Стратегический мобильный грунтовой ракетный комплекс РС-12М "Тополь" (SS-25 Sickle по классификации НАТО) считается одним из самых удачных ракетных комплексов советской разработки.
Твердотопливная ракета РТ-2ПМ для него выпускалась в Воткинске, механизмы пусковой установки изготавливались на заводе "Баррикады" в Волгограде, семиосный колесный транспортер МАЗ-7310 (позднее МАЗ-7917) — на производстве специальных колесных тягачей (ныне Минский завод колесных тягачей), входившем тогда в состав Минского автозавода.
Важной особенностью комплекса, повышающей его надежность и боеготовность, явилось то обстоятельство, что весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. Фактором, обеспечивающим высокую выживаемость "Тополя", является хорошая подвижность и проходимость, несмотря на вес около 100 т и весьма солидные габариты.
Ракету комплекса можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости пуск можно произвести и во время стоянки для технического обслуживания прямо из ангара, через раздвижную крышу.
Для пуска с необорудованной позиции пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту — около двух минут. Тип старта — минометный: после установки контейнера в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.
На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985 года.
Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи российских городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области.
Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Беларуси — под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" еще некоторое время оставалась на территории Беларуси. Эти ракеты в соответствии с обязательствами были выведены к 27 ноября 1996 года.
Позднее президент Лукашенко не единожды высказывал сожаление в связи с решением добровольно отказаться от ядерного оружия, принятым во времена первого лидера независимой Беларуси Станислава Шушкевича.
Со своей стороны, российские генералы заявляли, что возврат в Беларусь ракетных комплексов "Тополь" мог бы стать одним из ответов России на развертывание объектов американской системы стратегической противоракетной обороны (ПРО) в Европе.
"Если США продолжат приближать к границам России элементы своих стратегических сил, в частности объекты ПРО в Польше и Чехии, направленные на снижение нашего ядерного потенциала, то в Беларуси могли бы быть размещены мобильные комплексы "Тополь". Полагаю, что уровень стратегического партнерства Союзного государства России и Беларуси позволит решить этот вопрос положительно", — заявил неназванный представитель Минобороны РФ в декабре 2008 года.
Чуть ранее, в 2007 году, аналогичные высказывания сделал посол России в Минске Александр Суриков.
Ныне такой вариант эксперты по целому ряду причин считают весьма маловероятным. Так что заявления Лукашенко трактуются политологами как пиар.
Оппозиция считает, что отказ от ядерного оружия был правильным шагом. По мнению бывшего главы Верховного Совета Станислава Шушкевича, ядерное оружие могло бы стать средством шантажа в руках Лукашенко. |