Кто «останется с насосом»?
«Беларусь оставили с насосом» — торжествует «КоммерсантЪ». У Москвы есть повод потирать руки. Сколько бы ни пытался делать хорошую мину переговорщик от Минска Владимир Семашко, первый вице-премьер белорусского правительства, ежику понятно, что эта нефтяная битва проиграна. Но война, вопреки утверждению близкого к энергомагнатам московского издания, вряд ли закончилась.
Тот же Семашко предрек соглашению недолгую жизнь. Мол, логика Таможенного союза все разложит по полочкам, отменит абсурдные поборы. Да, но сам ТС продиктован логикой Москвы. Новые драки по всем чувствительным позициям неминуемы.
А вообще про насос «КоммерсантЪ» пошутил неудачно. Ведь это Россию, если разобраться, только и спасают пока нефтяные помпы. Она может привязать, наклонить, но притягательного центра интеграции из «энергетической империи» с ностальгическими амбициями как-то не получается. И постсоветские партнеры все больше поглядывают по сторонам.
Минский политический аналитик Андрей Федоров напоминает: разговоры о возможном кредите для компенсации потерь от вздорожания черного золота Москва увязывает с отказом Минска от «действий, направленных на конкуренцию с российскими поставками нефти».
Иначе говоря, белорусского партнера стремятся удержать на игле. И в минских кабинетах уже прочувствовали, чем это пахнет. Из нынешней нефтяной битвы здесь наверняка извлекли уроки.
«Этот стресс станет для белорусского руководства стимулом к тому, чтобы еще активнее искать альтернативы — и энергетические, и, в определенной степени, политические», — прогнозирует Федоров.
Да, разговоры о поставках нефти из Казахстана, контакты с богатым газом Туркменистаном пока рассчитаны скорее на то, что Москва испугается. Качать энергоресурсы в обход восточной соседки в обозримой перспективе не получится. Но Минск, по крайней мере, показывает россиянам: на вас свет клином не сошелся. А там, глядишь, проклюнутся и реальные альтернативы. Прогресс уже то, что мозги белорусского начальства очищаются от иждивенческих иллюзий «братской интеграции».
С Европой тоже не все гладко. Европарламент устами Яцека Сариуша-Вольского грозит оставить депутатов Национального собрания за бортом Евронеста — парламентской структуры «Восточного партнерства». Мол, недемократично избраны, так что вам в этом благородном клубе не место. Пусть страну презентуют фигуры от оппозиции и гражданского общества. Короче, польский евродепутат показал еще ту красную тряпку.
В ответ Сергей Маскевич, глава международной комиссии Палаты представителей, дал понять, что гордая республика вообще может выйти из «Восточного партнерства».
Вроде как и не стоит раздувать страсти-мордасти, ведь Евронест — структура чисто символическая, не он будет делать погоду на линии Минск — Брюссель. Но именно символика для Минска и важна. Или «полюбите нас черненькими», или — «мы разошлись, как в море корабли». Белорусское начальство ревниво блюдет свою концепцию прагматичного диалога, отметая попытки Европы навязать хоть какие-то политические требования. Ага, дай палец — всю руку откусят!
Так что за Евронест будут бодаться. Но вряд ли дело дойдет до выхода из «Восточного партнерства». Хотя некоторые белорусские аналитики вполне это допускают. Считают, что Минск уже изрядно разочаровался в проекте, наполнение которого, кажется, остается загадкой для самого Брюсселя.
У Андрея Федорова несколько иной взгляд. Он допускает, что официальный Минск может ограничить формат участия в ВП, бойкотировать Евронест. Но поставить крест на всем проекте рука, пожалуй, не поднимется. «Выйти из «Восточного партнерства» — это значит потерять козырь в игре с Москвой», — считает эксперт.
И потом, Запад нужен белорусскому руководству в принципе, как опора. Итоги нефтяной битвы лишний раз дали это прочувствовать. И просчитать. Из свежих признаний главы Нацбанка Петра Прокоповича можно заключить, что нефтяная пошлина грозит дырами в финансовой системе: «Мы это не прогнозировали». Он заговорил о возможности нового договора с МВФ. Хотя недавно тут храбрились: мол, пик кризиса позади, и, даст бог, впредь обойдемся без их займов.
Денежный вопрос, однако, побуждает к большей сговорчивости с США и Евросоюзом. Короче, хлопать дверью не с руки. С другой стороны, и российского медведя дразнить чревато.
Эксперты BISS прогнозируют: «Конкуренция двух геополитических проектов — интеграционных программ ЕС («Восточное партнерство») и объединительных России (Таможенный союз, ЕЭП) — вступает в новую фазу, которая ограничивает поле для внешнеполитических маневров Минска и приближает необходимость окончательно определиться с геополитической ориентацией».
Естественно, здешнее начальство в своей манере постарается растянуть удовольствие «медленных танцев на минном поле» (метафора того же BISS). Но, по крайней мере, Москве рано откупоривать шампанское. Еще бабушка надвое сказала, кто «останется с насосом».
Александр КЛАСКОВСКИЙ |