Санкции отменить нельзя заморозить. Где Европа поставит запятую?
17 ноября на заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел должен быть рассмотрен вопрос о визовых санкциях в отношении белорусских чиновников. Евросоюз в раздумьях. Белорусский вопрос на повестке дня отмечен как возможный. Если в 27 товарищах согласия не будет, то и вопрос о санкциях в Брюсселе не рассмотрят.
Визовые санкции в отношении белорусских чиновников были введены в 2004 году в отношении 4 человек. К 2006 годы этот список вырос до 41 человека.
В октябре 2008 года началась игра на выбывание: главы МИД стран ЕС приостановили на полгода действие санкций для 36 персон из этого черного списка. В нем осталось пятеро. Те, кого Европа подозревает в причастности к политическим исчезновениям в 1999-2000 годах (экс-министр внутренних дел Владимир Наумов, бывший госсекретарь Совета безопасности Виктор Шейман, бывший глава МВД Юрий Сиваков, бывший командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко) и глава Центризбиркома Лидия Ермошина.
16 марта 2009 года на заседании в Брюсселе заморозка санкций была продлена уже на 9 месяцев, до середины января 2010 года. Одновременно действие черного списка было продлено на год. По сути, санкции сами по себе, заморожены они или нет, действуют до середины марта 2010 года.
Минску была обещана возможность полной отмены всех ограничительных мер через 9 месяцев. Брюссель уточнил пять приоритетных областей, где Беларуси необходимы улучшения. Это реформа избирательного законодательства; обеспечение свободы объединений; создание условий для деятельности неправительственных организаций; свобода прессы; снятие ограничений для свободы личности.
Беглый взгляд на пять пунктов, чтобы оценить впечатления ЕС от того, что изменилось в Беларуси с марта…
Что же мы видим? По первой рекомендации заявлено о планах по изменению избирательного законодательства, по третьей — озвучено обещание подумать об отмене уголовного преследования от имени незарегистрированной организации. Пятый пункт формально также соответствует действительности: в Беларуси нет осужденных или арестованных, которых международное сообщество признало бы политическими заключенными.
Что же мы слышим? В Минске громогласно настаивают, что у Европы есть только один вариант: полная отмена всех санкций, а все другие — контрпродуктивны. Президент Александр Лукашенко накануне заявил, что Беларусь не отвергает рекомендации ЕС, просто ей «нужно немного времени» для их реализации. Отмените санкции, сотрудничайте с нами, и мы пойдем вам навстречу, звучит из Минска.
В беседе с БелаПАН заместитель министра иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичус отметил, что Литва выступает за активизацию диалога с Беларусью. Он напомнил, что ЕС ожидает конкретных шагов навстречу и надеется на активное участие белорусских представителей в политике «Восточного партнерства». По словам Игнатавичуса, по вопросу санкций Вильнюс выступает за компромисс. Важно продолжать сотрудничество и продолжать мониторинг реформ в Беларуси, отметил он.
В ЕС много разных голосов. Большинство стран выступает за продление заморозки. А Италия, например, поддерживает позицию белорусских властей, но такое мнение у меньшинства.
С другой стороны, санкции — жест не просто символический и политический, но и тактический. По сути, ситуация в отношениях Беларуси и ЕС особо не изменилась, и предстоит решить, как провоцировать Минск на дальнейшие реформы. Скорее всего, продлив сами санкции и их заморозку.
Посол председательствующей в ЕС Швеции Стефан Эрикссон подтвердил БелаПАН, что дискуссии по белорусскому вопросу в Брюсселе продолжаются, и консенсуса пока нет. По его информации, главы МИД стран ЕС все же примут окончательное решение в начале следующей недели.
Между тем в пресс-службе Совета ЕС нам объяснили, что дискуссии, которые сейчас все еще идут на уровне постоянных представителей стран ЕС, должны завершиться до конца недели. В противном случае вопрос не появится в повестке дня.
Обозреватель Роман Яковлевский склонен считать, что в ЕС понимают, что Минск не пошел по пути выполнения обещаний и не может быть речи об отмене санкций, то есть желаемого для Минска решения не будет. Будут учтены и шаги в обратном направлении — отказы в регистрации неправительственных организаций и партий, отказ в визе представителям Совета Европы. Продление заморозки санкций — то решение, по которому проще всего достичь консенсуса, говорит Яковлевский.
Политолог Валерий Карбалевич отмечает, что министрам стран ЕС в этот раз будет проще прийти к общему мнению, чем год назад. И вопрос, по его словам, стоит именно в сроке, на который приостановка санкций будет продлена.
Но, наверняка, будут и другие вопросы, напоминает политолог Александр Логвинец. Да, никаких качественных перемен ожидать не стоит, будет представлена оценка развития реформ в Беларуси, предложения о развитии двусторонних отношений. Но могут появиться и новые элементы, например, обусловленность кредитов или сотрудничества в экономической сфере.
Марина РАХЛЕЙ |