Приучать Европу к себе Лукашенко начнет с Ватикана?
О желании организовать на белорусской земле встречу патриарха Русской православной церкви и папы Римского Александр Лукашенко говорил еще в начале этого века. Тогда эта идея казалось утопической, так как для ее реализации не было абсолютно никаких предпосылок, кроме, собственно, пожелания Лукашенко.
Да и пожелание это, смеем предположить, было еще не до конца осознанным и принятым, а, скорее, импульсивным. Попросили корреспонденты польского радио Лукашенко летом 2002 года прокомментировать приглашение в Беларусь папы Римского Павла Иоанна II, которое тот получил от белорусских католиков во время своего приезда в Польшу, вот Лукашенко, в свойственном себе стиле, и придал идее вселенский масштаб.
Тогда эта тема развития не получила. Поговорили и забыли. Только тогдашний патриарх РПЦ Алексий II возможность визита папы Римского в Беларусь оценил весьма скептически. Мол, я знаю, как встречают в Беларуси меня, но сомневаюсь, что такой же встречи удостоится и глава Римско-католической церкви.
Лукашенко же от идеи усадить за один стол московского патриарха и папу не отказался. Эта идея эволюционировала и крепла параллельно изменениям внешнеполитического курса страны.
Выбрав когда-то православие в качестве религиозной опоры своей власти, Лукашенко руководствовался не только собственными атеистическими взглядами, но и обычным прагматизмом. Причисляющих себя к православным в стране большинство, хотя и католиков немало — примерно треть населения. Зато с теми, кто крестится с права на лево легче договариваться. В первую очередь, потому что центр управления расположен в ментально более близкой Москве.
А на нее белорусский президент имел когда-то очень серьезные виды. В том числе и этим можно объяснить бурный расцвет православной церкви во второй половине 90-х годов и фактически полное игнорирование государством интересов церкви католической. Поход за шапкой Мономаха, имея в глазах Русской православной церкви имидж симпатизирующего Ватикану политика, не имел смысла.
Впрочем, вскоре кремлевские перспективы Лукашенко потеряли смысл в целом. Нетвердая рука стареющего Ельцина передала власть жестким питерским ребятам, быстро остудившим великодержавный пыл союзничка. Впрочем, пересказывать хронологию охлаждения отношений Минска и Москвы сейчас смысла нет. Важно лишь учитывать сам контекст.
Беларуси в отношениях с Россией понадобился противовес. Его поиски, что вполне естественно, шли на западном направлении и имели определенный успех. В этих обстоятельствах режиму очень пригодилась когда-то припасенная, но работавшая с большими перебоями, концепция многоконфессиональной страны, перекрестка религий. Ее следовало лишь чуть оживить и придать вектору государственного интереса некоторое ускорение в сторону католицизма.
За последние пару лет белорусские дипломаты поработали на этом поприще на славу, промежуточным итогом чего стал прошлогодний визит в страну второго человека в Ватикане кардинала Тарчизио Бертоне. Именно тогда Александр Лукашенко и получил приглашение папы Римского Бенедикта XVI посетить Ватикан и, естественно, отказываться не стал.
Глава Римско-католической церкви при посредничестве кардинала Бертоне также был приглашен в Беларусь, но ответил на это приглашение весьма туманно: «Если Бог позволит». Впрочем, белорусскому телевидению такая формулировка не помешала выдать сенсацию — папа Римский посетит Беларусь.
Когда-нибудь папамобиль проедет и по улицам наших городов. Но сегодня информационные ленты выдают другую сенсацию — Беларусь в лице Александра Лукашенко едет в гости к папе Римскому. Встреча белорусского президента и Бенедикта XVI запланирована, по предварительной информации, на 27 апреля.
Эта новость, вероятно, не менее весома, чем приглашение Лукашенко на саммит «Восточного партнерства». Тем более что белорусский президент, скорее всего, в Прагу лично не поедет, передав привезенный чешским министром иностранных дел пригласительный билет фигуре не столь вызывающей в глазах европейского политического бомонда.
«Укрепление связей с Ватиканом — это важный и положительный процесс для Беларуси, — считает политолог Владимир Ровдо. — Но в данном случае надо учитывать, что Лукашенко — прагматик и исходить из этого».
Приучать Европу к себе, соскребать налипший имидж «последнего диктатора», открывать себя нового белорусский лидер начнет с Ватикана. А почему бы и нет? Не самый плохой вариант за отсутствием иных. Прием у папы Римского должен продемонстрировать тому самому политическому бомонду, что Беларусь — это не российская провинция, а на самом деле сердце Европы, как любит повторять сам Лукашенко.
Без сомнения, на встрече с Бенедиктом XVI белорусский президент еще раз подтвердит приглашение папе посетить нашу страну. Не исключено, зайдет речь и о возможности встречи папы Римского и московского патриарха на белорусской земле. Кстати, не об этом ли Лукашенко говорил с патриархом Кириллом недавно в Москве?
Впрочем, как считает Владимир Ровдо, вероятность того, что идея белорусского президента выгорит, ничтожно мала. Все-таки Лукашенко — не та фигура (хотя и весьма колоритная), которую главы двух крупных конфессий могли бы принять в качестве посредника. Да и не нужен им посредник, в конце концов.
Алексей ЗОЛОТНИЦКИЙ |