«Или я его в ЗАГС, или он меня к прокурору»
Размышления о причинах неудачной попытки Беларуси, часто обвиняемой в нарушениях гражданских свобод, стать членом Совета ООН по правам человека
О том, что Беларусь намерена добиваться членства в Совете ООН по правам человека от группы восточноевропейских государств, стало известно 2 апреля нынешнего года. Источник новости явно не желал, чтобы инициатива белорусской дипломатии была обнародована в День смеха. Как показали итоги голосования, белорусская попытка действительно получилась смешной. Беларусь, претендующую на лидерство в Движении неприсоединения, не поддержали 112 стран из 184 голосовавших – почти две трети. Таких ударов судьбы белорусский МИД не испытывал давно. Впрочем, только ли МИД?
Месяцем раньше, в марте, в Нью-Йорке побывала заместитель главы администрации президента Беларуси Наталья Петкевич. Она довольно давно и настойчиво проявляет интерес к внешней политике, по-женски непринужденно обходя и министра Сергея Мартынова, и помощников президента по внешней политике – вначале Игоря Лещеню, нынешнего посла в Израиле, а теперь и Валентина Рыбакова. И в этом нет ничего дурного, ведь, по большому счету, дипломатия - это давать другим возможность поступать по-твоему.
В ООН Наталья Петкевич приехала на любимом «коньке» белорусских властей – теме противодействия торговле людьми. И даже выступила с соответствующим докладом. Замечательным, надо сказать, докладом. Именно ключевые тезисы этого доклада и легли в основу письма постоянного представителя Беларуси при ООН Андрея Дапкюнаса на имя Председателя Генеральной Ассамблеи.
Цитата: «В 2006 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций по инициативе Беларуси приняла две резолюции по вопросам прав человека, озаглавленные «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми» (резолюция 61/180) и «Поощрение равноправного и взаимоуважительного диалога по правам человека» (резолюция 61/166). В обеих этих совершенно новых резолюциях ставится задача содействия улучшению сотрудничества в сфере прав человека: во-первых, в борьбе с торговлей людьми, во-вторых, в недопущении политизации и двойных стандартов при рассмотрении прав человека.
В развитие своей инициативы в Генеральной Ассамблее в области борьбы с торговлей людьми Беларусь в марте 2007 года выступила коспонсором международной конференции, проходившей в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, в стремлении найти пути улучшения международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми. Беларусь также принимала у себя две международные конференции, посвященные торговле людьми, которые состоялись в октябре 2006 года и в апреле 2007 года в Минске».
Даже если и были у профессиональных белорусских дипломатов сомнения по поводу достаточности этих аргументов, то с учетом личности автора о них дипломатично умолчали. В конце концов, «не важно, о чем твоя диссертация, важно, кто у тебя научный руководитель». В Совете по правам человека было два вакантных места из шести, отведенных Восточной Европе. Претендовали на них только две страны – Беларусь и Словения. В общем, по состоянию на момент подачи заявки можно было докладывать наверх, что в ООН у нас все под контролем.
Дилетантизм во внешней политике как раз и заключается в том, что упор делается на арифметику. Два равно двум, что тут сложного? Но дипломатия сродни не арифметике, а, скорее, алгебре. За пять дней до голосования Босния и Герцеговина тоже подала заявку на членство в Совете. Основные положения боснийской заявки на членство в Совете сильно отличались от белорусских.
Цитата: «Подлинная приверженность Боснии и Герцеговины делу поощрения и защиты прав человека имеет глубокие корни и проистекает из ее особого характера как подлинно разнообразного в этническом и культурном отношении общества. Босния и Герцеговина искренне убеждена в том, что развитие и благополучие ее граждан могут быть обеспечены лишь благодаря неустанной работе по защите и поощрению прав человека.
В основе Конституции Боснии и Герцеговины лежат принцип уважения достоинства человека и верность идеалам справедливости и терпимости. В Конституции страны прямо провозглашено, что права и свободы, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, напрямую применяются в Боснии и Герцеговине и, более того, имеют преобладающую силу над другими законами. В своей внешней политике, ключевыми аспектами которой являются укрепление демократии и поощрение прав человека, Босния и Герцеговина исходит из того, что поощрение прав человека каждого индивидуума и верховенство права в целом служат самым надежным фундаментом всеобщего мира и безопасности.
Будучи членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Босния и Герцеговина приняла принципы Хельсинкского заключительного документа и всемерно сотрудничает с ОБСЕ в области поощрения и защиты прав человека».
Возникшее вместо равенства уравнение привело белорусский МИД в состояние ступора. Очевидно было, что боснийская заявка подготовлена профессиональными юристами - экспертами в области прав человека, и по духу и букве превосходит стандартный набор белорусских аргументов. По мнению ряда экспертов, за инициативой Боснии и Герцеговины стояли американцы. Позже это подтвердило агентство Reuters: «Результат стал победой Соединенных Штатов, которые, по словам дипломатов, убедили Боснию в последний момент подать заявку в надежде предотвратить вхождение в Совет Беларуси, которая в противном случае проходила туда на безальтернативной основе вместе со Словенией».
17 мая провал стал очевиден. Словения была избрана с первого захода, а во втором туре Босния и Герцеговина обошла Беларусь с отрывом в 40 голосов. Посол Боснии и Герцеговины Милош Прика назвал результат «огромным достижением для своей страны, которая стала свидетельницей ужасающих нарушений прав человека» во время Балканских войн 90-х годов прошлого века. Представитель Беларуси в ООН не сказал ничего. Борьба с торговлей людьми будет продолжена.
Илья ФЛЕРОВ |