20 октября Александр Козулин начинает голодовку. Когда закончит — зависит от Совбеза ООН
Экс-кандидат в президенты, лидер Белорусской социал-демократической партии (Грамада), бывший ректор Белорусского государственного университета Александр Козулин, получивший среди всех осужденных белорусских оппозиционеров самый жестокий приговор — 5 с половиной лет лишения свободы, 20 октября начинает в колонии под Витебском политическую голодовку.
Он анонсировал ее еще месяц назад, в канун своего перевода в колонию из следственного изолятора в Минске, в обращении к гражданам Беларуси и представителям иностранных государств и международных организаций. Голодовка объявляется "в знак протеста против творимого в Беларуси беззакония".
Козулин говорит, что пойдет до конца. Судя по тому, как вел он себя во время выборов, это вполне вероятно. Его жена Ирина Козулина на днях передала на волю слова политика о том, что цель голодовки — добиться рассмотрения ситуации в Беларуси Советом безопасности ООН .
Она также рассказала, что экс-кандидат в президенты работает в колонии каптерщиком: "Отвечает за выдачу одежды. Как сказал нам заместитель начальника колонии, Козулин и здесь ищет пути усовершенствования во всем, обдумывает, как сделать что-то более эффективно и рационально".
"Александр рассказал, что в казарме, в которой он проживает, находится 14 человек. Кровати в два яруса. Дочери обижаются, что он мало пишет, а Саша в ответ говорит, что и присесть там особо некуда. На кровати писать неудобно. Никаких столов для написания писем нет. Кормят в витебской колонии лучше, чем в СИЗО на Володарского. Правда, ест он 1-2 раза в день. Душ 1 раз в неделю. До последнего времени не выдавали зимнюю одежду, а та, что выдали, ему не подходит: брюки короткие, телогрейка велика. Но, в общем, он на условия в колонии не жалуется. Говорит, что все решается в рабочем порядке", — сообщила Ирина Козулина.
Семья Козулина и другие оппозиционные лидеры называют суд над ним и приговор личной местью президента, которому он посмел бросить перчатку на президентских выборах. И более того — резко и с достаточно большим резонансом критиковал во время избирательной кампании в своих телевыступлениях как кандидат в президенты.
В том, что заявления-обвинения Козулина во время выборов задели президента, сомневаться не приходится. Выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, помнится, Лукашенко довольно эмоционально на них реагировал в своих комментариях.
Уже тогда многие сделали вывод, что Козулин будет сидеть.
"Если они виноваты, то будут сидеть", — так 20 марта на послевыборной пресс-конференции Александр Лукашенко ответил на вопрос о возможном преследовании его оппонентов по избирательной кампании за то, что они говорили в своих кандидатских выступлениях по ТВ.
"Не виноваты — не будут сидеть. Что касается меня лично, то по моим личным мотивам они в тюрьму не сядут", — заявил тогда белорусский президент. При этом о телевыступлениях своих соперников он сказал: "То, что там есть состав преступления — это 100 процентов. Там заведомая клевета и ложь".
Лукашенко также сказал, что будет "просить все правоохранительные органы, если этот эпизод будет использован, не трогать их — господь им в дорогу, как говорят". Впрочем, власти нашли против Козулина другие эпизоды, благо во время выборов он вел себя весьма активно, осознанно идя напролом и называя себя "смертником".
"Поверьте, я никого в тюрьму не сажаю — я из тюрьмы освобождаю, по Конституции. У меня есть только право помиловать и подписать акт об амнистии", — заявил на пресс-конференции 20 марта президент.
Но Козулину президентской милости, наверное, не дождаться. Хотя при определенных условиях это вполне может случиться — например, как уступка белорусских властей на переговорах с Западом. С такой идеей, например, недавно, выступили соратники Козулина по Белорусской социал-демократической партии, в которой он председательствует.
В любом случае лидера социал-демократов надолго выбили из большой политики. Даже если он будет выпущен из тюрьмы досрочно, то все равно не сможет принять участия в президентских выборах 2011 года — на нем будет висеть судимость, которая не позволит баллотироваться.
Скорее всего, голодовка Козулина слабо прорезонирует в белорусском обществе. Такой прогноз позволяют сделать результаты августовского опроса, проведенного независимыми социологами.
Лишь 55,5% белорусов слышали о том, что Козулин был осужден, 44% респондентов дали противоположный ответ. В курсе дела 52,5% сторонников президента и 64,8% его противников. Обращает на себя внимание тот факт, что о таком громком деле не знает треть оппозиционного электората.
Среди тех, кто знает о приговоре политику, 39% считают его незаслуженным, а 36,2% — вполне справедливым, 19,2% безразлично, остальные затруднились с ответом. Лишь 9,8% осведомленных сторонников Лукашенко думают, что Козулин получил незаслуженное наказание, 70,6% ответили, что приговор вынесен заслуженно, 16,5% — все равно.
Обратная картина, как несложно догадаться, с ответами противников главы государств, которые знали о приговоре Козулину: 80,9% из них считают его незаслуженным, 3% — заслуженным, 12,6% — все равно.
Кирилл ПОЗНЯК |