Цензура добралась и до компьютерных игр
Белорусские чиновники решили последовать примеру своих китайских коллег, которые год от года ужесточают цензуру на рынке компьютерных развлечений. Правда, в отличие от властителей Поднебесной, которые запрещают игры пачками своим волевым решением, наши функционеры намерены действовать мягко, через специальные отделы по проверке развлечений на политкорректность и отсутствие порицаемых пороков. Отечественные продавцы электронных забав и их зарубежные поставщики готовятся к тому, что с прилавков уйдет львиная доля игр, в том числе и лицензионных, которые гарантированно не пройдут государственную аттестацию.
Цензура во благо
Идея цензуры игровых проектов витала у нас давно. Неоднократно заявлялось, что все то, во что играют белорусские юноши в компьютерных клубах, не годится для воспитания теплых патриотических чувств. В связи с этим было предложено обязать владельцев электронных игровых площадок согласовывать ассортиментный перечень игр с местными органами власти. В ожидании соответствующего постановления клубные боссы принялись в спешном порядке очищать компьютеры от западной скверны. В расход пошли электронные боевики и эротические игры, огромные библиотеки с фильмами сомнительного содержания.
Спустя несколько месяцев оказалось, что намерения ввести тотальный контроль так и остались намерениями. Наступил период затишья, пользуясь которым воротилы отечественного электронного бизнеса вернули на экраны мониторов все, что было утрачено ранее. А напрасно. Новый год реанимировал новаторский проект, дополнительно усилив его новыми требованиями к качеству и содержанию развлечений.
Официальным поводом для возрождения электронной цензуры послужила волна насилия и преступности среди молодежи, которую сотрудники правоохранительных органов склонны косвенно связывать с влиянием компьютерных игр на психику молодого поколения. Примечательно, что у нас таких исследований не проводилось. Сегодня более-менее правдоподобными цифрами обладают американские психологи, которые неоднократно штурмовали свои суды с требованием запретить распространение излишне кровавых забав. Но штурмовали безуспешно. Заокеанское правосудие до сих пор не нашло достаточных оснований для тотального запрета или цензуры компьютерных игр. Доводы правозащитников суд счел недостаточными, хотя проведенные исследования по размаху не уступали глобальным исследованиям в области экономики или политики.
Вполне возможно, что неофициальным, но не менее значимым поводом для введения цензуры в виртуальном мире послужили попытки отдельных разработчиков развлекательного программного обеспечения посмеяться над государственным строем и его чиновниками. Так, одна западная компания-разработчик ПО выпустила спортивный симулятор, где игроки могли взять контроль над виртуальным хоккеистом № 1 белорусской сборной, чем-то схожим с главой государства. Неслыханную вольность у нас, поговаривают, сочли возмутительной, представив, что каждый школьник сможет управлять первым лицом, как марионеткой.
Мотивировать цензуру попиранием идеологических догм невозможно. Тем более что в Беларусь игры кроме пиратов поставляют и крупные российские корпорации с определенным весом в политических кругах. К счастью, на этот раз российские политики сыграли на руку белорусской власти. На днях в Госдуму был направлен проект поправок в закон "О противодействии экстремистской деятельности", в котором предлагается установить ответственность за распространение экстремистской информации через интернет и компьютерные игры.
На этот шаг народных избранников подвигло нападение 20-летнего жителя Москвы на прихожан синагоги. Как выяснило следствие, поножовщину в храме москвич устроил, поиграв в запрещенную во многих странах игру Postal (в России и Беларуси она продается совершенно свободно без каких-либо возрастных ограничений), главный герой которой сходит с ума и, взяв в руки нож, начинает убивать ни в чем не повинных прохожих.
Рейтинг всему голова
В результате родилась идея присвоения компьютерным играм внутреннего, белорусского, рейтинга. Как и, главное, кем это будет делаться, никто пока не знает. Предположительно просматривать игры будут чиновники и специалисты в области психологии и культуры. Не исключено, что идеологические управления также не останутся в стороне.
На Западе компьютерным играм присваивают рейтинги уже давно. При торговой палате США создана даже специальная независимая организация ESRB, которая занимается маркировкой компьютерных развлечений. Игры в США и Европе делятся по принципу: детям до 12, 13, 16, 18+. По аналогии с кинолентами. Плюс ко всему каждый виртуальный мир получает маркировку о наличии в нем сцен насилия и эротики. Ежегодно через руки сотрудников ESRB проходит более тысячи игр различных жанров. Половина получает рейтинг E ("для всех"), остальные — более недоступный для юных покупателей. Коробки с жестокими играми в США и Европе продаются исключительно в специализированных магазинах.
В России и тем более в Беларуси возрастных рейтингов на игры не существует. Компьютерные развлечения продаются оптом и в розницу с оглядкой на единственный закон — распространение порнографии. Все остальное де-факто разрешено. И это чиновников не устраивает, ибо допускает влияние западной демократической культуры на умы белорусов. Игры и интернет — единственные неконтролируемые источники поставки альтернативных взглядов. К глобальной информационной сети у нас уже присматриваются. А вот игры пока выпадали из поля зрения. В игровой же сценарий при желании можно вписать малую и большую библиотечку революционера.
Особенно это касается онлайновых игр, которые, как ни странно, широко распространены в Китае. Массовые интернет-забавы позволяют группироваться игрокам в кланы и проигрывать сценарии, написанные западными авторами. По словам работников госаппарата, такая свободная трансляция непроверенных идей крайне опасна. Не известные никому сценаристы могут заставить подростков играть по их правилам вопреки интересам государства. Кроме того, Запад сейчас активно продвигает в массы сервис с распространением игровой рекламы. Его суть сводится к размещению в игровых зонах виртуальных плакатов с лозунгами фирм и крупных компаний. Причем с каждым подключением к сети интернет эти плакаты будут заменяться новыми, и не исключено, что свежие листы могут содержать обращения к белорусам демократического американского народа или, не дай Бог, родной оппозиции.
Игра по новым правилам
Даже такие крупные корпорации, как, например, Microsoft, инициативу белорусских властей поддерживают и согласны играть по новым правилам. Как отметил в интервью "БДГ" генеральный директор Microsoft Беларусь и Украина Валерий ЛАНОВЕНКО, в целом, классификация игр — это разумный шаг.
— Безусловно, игры должны иметь рейтинги (по возрастным и другим критериям), чтобы потребитель делал информированный выбор, — отметил В.Лановенко. — Представляя корпорацию Microsoft, мы всегда следуем локальному законодательству и будем выполнять все требования белорусского государства. Давать какие-либо оценки по данному вопросу в юридическом плане мы не имеем оснований. Если посмотреть на рынки развитых стран (к примеру, США, Австралия, Западная Европа), то там такая классификация существует. Все игры Microsoft имеют рейтинги западных специалистов. Однако каждая страна учитывает собственные культурные особенности при создании классификации и рейтингов игр. Уверен, что Беларусь имеет свои особенности, отличные от России и Украины. Кто имеет права высказывать экспертное мнение — специалист или чиновник? Если чиновник обладает достаточной квалификацией в этике, психологии, педагогике, то он вполне может давать компетентные оценки влиянию игр на молодую аудиторию — главного потребителя этого продукта.
Сегодня компьютерные игры в Беларусь корпорация Microsoft не поставляет. Однако, по нашей информации, планирует в скором времени вбросить на российский, а возможно, и на белорусский рынок свою игровую приставку нового поколения Xbox 360 и игровые программы к ней. В этом случае у специальных комиссий прибавится головной боли. Разработкой игр для приставки занимаются, как правило, сторонние разработчики со всего мира. Уследить за всеми издатели игровых развлечений не смогут и вряд ли захотят. Тем более что революционные и демократические настроения приветствуются Вашингтоном во всех, в том числе и электронных проявлениях.
В то же время проверка консольных игр на политкорректность потребует от государства дополнительных ассигнований на закупку специального оборудования. Скорее всего, эти игры цензуре подвергаться пока не будут. Да и вряд ли это потребуется, так как цена одного игрового диска будет 50-100 долларов, что, согласитесь, не каждому белорусу по карману. Больше всего от инициативы властей могут пострадать крупные российские издатели, для которых белорусский регион является по количеству продаж весьма привлекательным. Если намерения наших чиновников обретут форму специальных отделов по мониторингу компьютерных игр, россиянам придется либо смириться с неизбежными запретами, либо подавать заявки (и не бесплатно) на получение белорусского рейтинга. Такое российских бизнесменов вряд ли обрадует. В итоге они могут и вовсе отказаться от товарной возни с чересчур самостоятельным белорусским регионом.
Даниил СОРОКИН |