Президент договаривается с таможней — о хорошей и честной работе
Настоящий разнос устроил 20 октября председателю Государственного таможенного комитета Александру Шпилевскому президент Беларуси, заслушав его отчет. Оценки работы ГТК и лично его руководителя прозвучали настолько резкие, что сам собой напрашивается вопрос: означает ли это, что главному таможеннику грозит отставка? Или его просто решено встряхнуть?
Накапали на шефа таможни его подчиненные. Лукашенко заявил, что в работе Государственного таможенного комитета допускаются серьезные организационно-управленческие просчеты, следствием которых является ухудшение ряда основных экономических показателей работы таможни. По словам президента, в связи с этим на его имя поступают заявления и жалобы, в том числе и от сотрудников ГТК.
Кстати, таможня щедро наполняет бюджет. В прошлом году она перевыполнила план и обеспечила 36% его доходной части. В январе — августе этого года таможенные органы перечислили в республиканский бюджет Br 2,5 трлн., что на 63% больше по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Это обусловлено активным ростом внешнеторгового оборота Беларуси. По итогам первого полугодия перечисленные таможенными органами в бюджет страны средства составили 32% его доходной части.
Но это, судя по жесткой критике руководства ГТК из уст главы государства, маловато.
"Если вовремя не решить появившиеся в работе ГТК проблемы, это отрицательно скажется на экономической безопасности государства, — сказал Лукашенко. — Таможенные органы призваны защищать экономические интересы государства. И от того, насколько эффективно они работают, напрямую зависит пополнение доходной части бюджета, благосостояние белорусского народа". Поэтому по его поручению была проведена проверка деятельности этого ведомства. Надо понимать, ее результаты и стали основой для критики Шпилевского.
Президент лично ему попенял, что ГТК работает словно автономно. Лукашенко указал на отсутствие взаимодействия подразделений Государственного таможенного комитета с другими правоохранительными и контролирующими органами страны. В первую очередь потому, что "у Александра Шпилевского нет нормальных служебных взаимоотношений ни с одним руководителем государственных органов, даже с Министерством иностранных дел он не может найти общий язык в оценке внешнеэкономической деятельности Беларуси".
А кроме того, "в результате проводимой председателем Государственного таможенного комитета кадровой политики произошел отток грамотных специалистов со стажем работы 10 и более лет". Вместе с тем на руководящие посты, бывает, назначаются те, кто злоупотреблял служебным положением и даже привлекался к уголовной ответственности.
Ну и само собой президент заявил о том, что коррупцию среди таможенников искоренить так и не удалось. Хотя за решетку не чистых на руку таможенников отправляют регулярно. Свежий пример: летом бывший заместитель начальника самой крупной в Беларуси таможни "Западный Буг" Николай Бойко, который пришел сюда при Шпилевском, был приговорен к 6 годам лишения свободы.
Президент по-максималистски требует искоренить любые проявления коррупции на таможне. Однако председатель ГТК, как и многие, считает, что это иллюзия. На июльской встрече с руководителями белорусских дипмиссий за рубежом он сказал: "Коррупция в таможне есть и будет. Со склада чугунных болванок вынести нечего, а там, где есть деньги, туда всегда будет пытаться проникнуть криминал. Последний пример — это Котловка (пункт таможенного пропуска), который фактически на 100% находился под контролем преступных групп. Руководство ведомства было вынуждено под предлогом реконструкции вообще закрыть этот пункт пропуска".
Есть у руководства ГТК и другие методы борьбы с коррупцией. Так, таможенникам не позволяют пользоваться на рабочих местах мобильными телефонами. Звучали обещания установить на таможенных постах камеры слежения. Заявлялось и о создании оперативных таможен, которые будут перемещаться на 120-180 км и полностью брать на себя контроль на конкретном таможенном пункте. Расчет на то, чтобы таможенники не задерживались долго на одном месте: так будет сложнее брать взятки. |